Рискуя навернуться: классику русской драматургии в премьере «Театра–Театра» пытаются расшифровать через пожарный занавес — Звезда

Рискуя навернуться: классику русской драматургии в премьере «Театра–Театра» пытаются расшифровать через пожарный занавес

27 февраля 2021 , 14:42


Неоднократный номинант и лауреат «Золотой Маски» Марат Гацалов продолжил счет своим постановкам в Перми, представив в «Театре-Театре» «Талантов и поклонников» (16+) Александра Островского – пьесы, которой в этом году 140 лет. При том что ныне он – главный режиссер Театра оперы и балета им. Чайковского.

«Что ждет зрителей?» – интриговала его команда накануне премьеры. И отвечала: «Деконструкция, переосмысление архаичного театра Островского, на которую будет работать и сценография, и видеоконтент, и особенности актерского существования на сцене». После настораживающих заявлений от сердца отлегло: вместо деконструкции, которая, откровенно говоря, уже поднадоела, зрители увидели вполне себе классическую постановку с не самыми авангардными декорациями.

Чуднов чудит

История молодой провинциальной актрисы Сашеньки Негиной, ее богатых и бедных поклонников разворачивается до поры до времени на фоне наглухо закрытого пожарного занавеса, выхода за который до поры до времени не видит ни маменька Домна Пантелеевна (Евгения Барашкова), ни она сама. Этим, видимо, и объясняется замысел режиссера, когда барышни, решая обыденные вопросы, лазают по верхотурам конструкций, рискуя навернуться.

В таком же «подвешенном» состоянии они принимают и гостей. Но в финале задник неожиданно распахивается, открывая залитую светом дивную, неизведанную даль: вероятно, сцену настоящего большого театра и то счастливое будущее, в которое уезжает талантливая Александра.

Маменька разговаривает со всеми исключительно похотливым грудным шепотом, манерничает, жеманничает и явно переигрывает, но это так, конечно, по роли. Иван Семенович Великатов, который в итоге и увозит Сашеньку в Москву, - добродушный барин, немереные богатства которого подчеркивает «золотой» костюм, вызывая в памяти образы приснопамтяных «новых русских» из десятилетия лихих девяностых. Михаил Чуднов в этой роли блестит и блистает в буквальном смысле слова.

На роль Сашеньки Негиной Марат Гацалов рискнул взять свою спутницу жизни – актрису Веру Макаренко. Она уже играет в его спектаклях в петербургской Александринке, в Школе современной пьесы и в новосибирском «Глобусе». Дама стройна, хороша собой, пластична и артистична, но, думается, что штатные актрисы ТТ справились бы с ролью не хуже…

А судьи... блогеры!

Но вернемся к пожарному занавесу. В новых «Талантах и поклонниках» это не просто задник, а экран в другую реальность – виртуальный мир, где царят и правят модные молодые блогеры, причем не только пермские. Их видеокомменты на тему сюжета и взаимоотношений персонажей Островского воспроизводятся со всем присущим современности стебом и специфическим юмором.

Задумано это, конечно, специально как мокьюментари (псевдодокументальный фильм, которому свойственны претензия на документальность, фальсификация и мистификация – прим. авт.), но в процессе спектакля нарастало впечатление, что таким образом Марат Гацалов пытался перевести проблемы стосорокалетней давности в плоскость гротеска и гэгов.

Словно боясь прослыть ретроградом и «чуваком не в теме», режиссер хотел непременно быть понятым и услышанным молодым поколением с его клиповым мышлением, быть, так сказать, в мейнстриме любой ценой.

- Было бы неплохо, если бы роль блогеров зритель для себя определил сам. Все они – не мои фанаты и не поклонники Островского. Они просто художники, пытающиеся создавать интересный контент, - так комментировал Гацалов.

Но откровенно говоря, тема удаленки и перевода почти всех отношений в виртуальное пространство, поднадоела и в жизни за время пандемии. Однако большинство наших деятелей искусства словно бы заигрались в виртуальные игры и уже никак не хотят покидать это дивное место.

Так во втором действии режиссер, как до этого в недавней премьере «Дон Жуана» (16+) в Пермском оперном, отправил актеров доигрывать спектакль за кулисы. Там они будто бы на вокзале пьют шампанское в ожидании поезда, что умчит Сашеньку в новую жизнь. А зрители довольствуются видеотрансляцией разговоров всех героев пьесы на тот самый занавес-экран, хотя... кино могут посмотреть и дома. Ход, который в решении Марата Гацалова, уже, похоже, становится штампом.

Речитатив по классике

Но самые главные и даже сюжетообразующие герои «Талантов», – безусловно, музыканты оркестра Театра-Театра и хор Kama cantabile, исполняющие сочинения одного из авангардных композиторов, лауреата «Золотой маски» Сергея Невского, давнего соратника Гацалова (вместе они ранее поставили в ТТ «Пьяных». – прим. авт.).

Невский предложил необычный ход: на его музыку, в основе которой явственно слышны церковные гармонии, молодежный хор великолепно распевает поговорки, давшие названия пьесам Островского разных лет: «Бедность – не порок», «Не было ни гроша да вдруг алтын», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье»…

Посмотреть нового-старого-доброго Островского в ТТ стоит уже хотя бы ради того, чтобы их послушать.

Маргарита Неугодова
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: