Километры взрывателей – женскими руками

28 сентября, 00:04


В воскресенье Россия отметит День машиностроителя. Чаще, вспоминая подвиги земляков на трудовом фронте, в этот профессиональный праздник мы по праву чествуем пермских авиамоторостроителей, мотовилихинских пушкарей. Однако сегодня наш рассказ – об изготовителях деталей, без которых не работали бы наши боеприпасы и было бы невозможно в конечном итоге одолеть врага, – взрывателей.

Львиную долю их тогда производило предприятие, название которого сегодня, увы, по большей части связано с термином «банкротство», – молотовский завод имени Ф. Э. Дзержинского. И этих запалов за годы войны дзержинцы выпустили более 100 миллионов. Фактически пермским взрывателем оснащался каждый третий снаряд, выпущенный по врагу из орудий Красной армии.

Эффективно работавшие узлы огневых зарядов в основном делались руками непрофессиональных рабочих – женщин и наскоро обученных подростков.

Отныне без выходных

Кадровым рабочим, оставшимся после призывных кампаний 1941 года, была не по силам та новая по военным меркам программа, которую сразу получил завод. Еще 26 июня 1941 года коллектив цеха № 5 первым призвал рабочий класс Молотова и области официально перейти с восьмичасового рабочего дня – крупнейшего социального завоевания Октябрьской революции – на одиннадцатичасовой.

Среди тех, кто внял призыву партии и комсомола, была и Зина Мухина, в ту пору только переступившая порог цеха. Была девушка маленького росту, рукой едва доставала до патрона токарного станка… Много лет спустя делегат XXII съезда КПСС, Герой Социалистического Труда Зинаида Григорьевна Мухина в беседах с юными преемниками не раз вспомнит это. А еще расскажет, как, отстояв увеличенную смену, комсомольцы шли в госпиталь, давали концерты перед ранеными бойцами. А в свободное от основной работы время выходили на субботники, еще и состязались в спорте… И это несмотря на то, что постоянно недосыпали, недоедали.

Между тем молодежи на заводе становилось всё больше. На базе завода была создана школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) № 9, в которой обучалось до полутора тысяч учеников – большей частью приезжих девочек и ребят, эвакуированных из Калининской и других областей центра России. За три месяца они получали основные технические знания и производственную квалификацию. В цехах, у станков продолжалось их обучение.

Как и на других предприятиях, широко распространенным явлением стали комсомольско-молодежные бригады, которых к концу 1941 года насчитывалось 290 с общей численностью 2616 человек.

И всё же, несмотря на большой приток молодежи, рабочих рук не хватало. Партком ВКП(б) нашел выход в том, чтобы привлечь к станкам как можно больше женщин – пенсионерок, домохозяек, сестер и жен рабочих, ушедших в армию.

Так вернулась на завод М. И. Подсобляева, которой было 62 года. Пенсионерки Семёновых, Банникова, встав к станкам, перевыполняли сменные задания. И это только несколько имен из сухих отчетов военных лет…

Совесть – лучший контролёр

Капиталина Николаевна Клепцина была уже опытной станочницей. А в пору своей рабочей юности, еще до войны, она вошла в бригаду контролеров, возглавляла которую Ираида Прокопьевна Захваткина, ставшая ее первой наставницей.

Захваткина всю войну проработала в службе технического контроля, и не было тогда человека строже ее и в то же время доброжелательнее. Те, кто работал с Ираидой Прокопьевной, выходили в отличные контролеры, для которых совесть рабочего и качество изделий становились неотъемлемыми понятиями.

И сама Захваткина, удостоенная в 1945 году ордена Трудового Красного Знамени, олицетворяла собой совесть всего коллектива, в котором проработала полвека. Трижды земляки избирали ее депутатом Верховного Совета РСФСР.

…Первый военный год был испытанием всех сил завода. И несмотря на все трудности, план 1941 года был перевыполнен почти в полтора раза. С волнением вписывал в отчет эту первую победную строку парторг ЦК Ф. А. Комаров. Ведь государственное задание перевыполнил коллектив, в котором за несколько месяцев сменился кадровый состав, а в новом персонале три четверти работающих составляли женщины и подростки!..

Десятки тысяч рук

В течение четырех месяцев 1942 года коллектив держал переходящее Красное знамя Центрального комитета ВКП(б).

«Запомнилось посещение завода взрывателей, – вспоминал нарком боеприпасов СССР (по февраль 1942 года) Пётр Горемыкин, впоследствии министр общего машиностроения. – Идем по цехам: термический, инструментальный, механический цех автоматов, штамповочный, гальванический цех № 9, 17-й, 21-й… и, наконец, сборочный. Какой же долгий путь – сотни километров, через десятки тысяч женских и юношеских рук – должен пройти кусок металла, чтобы превратиться в сердце снаряда, бомбы…

В сборочном начальник цеха Николай Иванович Шишов, впоследствии ответственный работник одного из министерств, познакомил нас с простенькой операцией – маркировкой. Позднее ее выполняли автоматы, а в войну – две женщины. Им требовалось-то вставить пальцы рук в десять стаканчиков взрывателей, перенести их, припечатать к штампу и вновь поставить на конвейер.

Просто. Но за 1418 дней войны конвейер подал около 180 миллионов изделий. Каждое весило 100–150 граммов. Сколько же тысяч тонн металла перенесли эти женские пальцы…»

24 ноября 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства завод им. Ф. Э. Дзержинского получил орден Ленина.

Всего за годы войны дзержинцы отправили на фронт 2,5 тысячи вагонов своей продукции.

А сегодня предприятие упоминается в печати чаще в связи с имущественными скандалами…

Справка «Звезды»

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, в 1941–1945 годах – завод № 10.

Основан в 1838 году. В 1924–1935 годах – фабрика сепараторов «Урал-сепаратор», на которой одновременно был налажен выпуск оборонной продукции. Директор в годы войны – Владимир Далингер.

Основной продукцией стали взрыватели КТМ, МГ-8, М-50, 2-МР, АБШ-2, капсулы втулок КВ-4 – для артиллерийских снарядов; танковые башни для танков Т-34. В период подготовки к форсированию Днепра и решающим наступлениям на фронтах было налажено и производство подвесных лодочных моторов.

Фото с сайта Победа Пермский край