Дом пермских бомбистов хотят исключить из реестра охраняемых культурных объектов — Звезда

Дом пермских бомбистов хотят исключить из реестра охраняемых культурных объектов

2020 , 16:33

Госинспекция по охране объектов культурного наследия 17 ноября подведет итоги тендера на экспертизу документов по дому №2 на улице Парковая. Он с 1993 года числится как «Частный дом Е.И. Худяковой, где в 1905 году находилась подпольная лаборатория по зарядке бомб».

Но специалисты инспекции считают, что строение в Разгуляе возле Егошихи внесено в государственный реестр необоснованно, в связи с чем и объявлен электронный аукцион со стартовой стоимостью почти в 554 тысячи рублей. Победителю предстоит оправдать удаление дома бомбистов из охраняемой категории. Не исключено, что после этого не станет и самого объекта – снесут.

Как сказано в научно-исследовательской документации на сайте госинспекции, «наличие в доме лаборатории по зарядке бомб материалами историко-архивных исследований не подтверждается». По мнению инициаторов экспертизы, в арендованном Худяковой флигеле усадьбы Беляева, счетовода с железной дороги, всего лишь хранились боеприпасы и листовки.

Да и личность революционерки якобы не оказала большого влияния на исторические процессы в городе и регионе. Между тем, из материалов Пермского государственного архива социально-политической истории (ГАСПИ), которые также цитируют заказчики экспертизы, следует, что жандармы после нагоняя от губернатора ловили Худякову по обеим сторонам Урала, пока женщина не была задержана в Лысьве.

116 лет назад, 15 ноября (по ст. стилю – ред.), 35-летнюю гражданку заключили в Пермскую губернскую тюрьму, где она провела 5 месяцев, и вышла оттуда после голодовки политзаключенных, требовавших освобождения 4 человек. В том числе Худяковой. Затем она дала подписку о невыезде (в дореволюционном варианте), для виду пыталась устроиться на работу, но по факту связалась с Пермским комитетом РСДРП.

После чего Екатерина Игнатьевна взяла на себя создание химической лаборатории. Куда доставлялись сделанные мотовилихинскими рабочими цилиндры и прочие металлические полости и где они начинялись взрывчатым веществом. А в ночь с 30 на 31 октября 1905 года там произошел взрыв, во время которого Худякова и еще один человек были ранены.

Из полицейского протокола:
«В квартире верхнего этажа флигеля найдены две гранаты 37 миллиметров: одна заряженная, а другая разорванная от взрыва; в нижнем этаже квартиры – кухне, за печкой под полом – зарытыми в землю три шрапнели, 57 миллиметров каждая, ЕЩЕ НЕ НАЧИНЕННЫЕ (капслок – ред.)… Кроме того, в разных местах квартиры несколько пузырьков с различной жидкостью, коробочки с разным порошком, каковая жидкость и порошок, по мнению эксперта, относятся к составу взрывчатых веществ».

Уже 19 ноября раненая из больницы сбежала: «Все были поставлены в тупик вопросом: как это ей удалось сделать? Ведь никто не передавал ей ни писем, ни одежды, ни даже ничего съестного… Поиски Худяковой в городе оказались безрезультатными, несмотря на то, что была поднята на ноги вся полиция». Предполагалось, что бомбистка выехала на поезде в Екатеринбург, но след ее полиция потеряла.

Только в 1908 году женщину отловили и арестовали в Москве – за социал-демократическую пропаганду среди пролетариата Даниловской Мануфактуры. А судили в 1910-м в Казани – как раз по делу о взрыве в Перми приговорили к четырем годам каторги.

Хотя из пересылки революционерка попала в тюремную больницу, откуда была переведена в Московскую окружную лечебницу для душевнобольных. В этой психушке осужденная встретила Февральскую революцию, но 10 апреля 1917 года умерла от истощения.

Фото из документации, скриншот из Яндекс-карт



Новости Mediametrics: