Закрыт на переезд. Пермский музей «Ретро-гараж» откроется в сентябре

22 июля, 14:01

Пока коллекционеры готовят машины к переезду, Александр Черепанов рассказал газете «Звезда» истории нескольких экспонатов.

Музей «Ретро-гараж» закрыт. Такая новость прошла по социальным сетям в июле. Но основатель музея Александр Черепанов планирует возобновить работу «Ретро-гаража» уже в сентябре на площадке завода имени Шпагина.

Автомобили: от гоночных до «киношных»

История музея началась с автомобиля «Москвич-412», который Александр Черепанов собрал сам благодаря помощи друзей, которые помогли добывать детали.

– Я собирал его как обычный автомобиль, чтобы ездить с женой в сухую погоду, – рассказывает директор музея. – Но я много лет выступал на гонках. Поэтому все друзья решили, что я собираю гоночную машину. И в итоге получился гоночный автомобиль.

В 2013–2015 годах Александр Борисович с «Москвичом» участвовал в «Rally Master Show». В 2014 году он организовал выставку автомобилей на диораме, которую посетило 22 000 человек. Ядром выставки стал гоночный «Москвич». Это и навело Александра Черепанова на мысль создать постоянный музей.

Другим участником первой выставки советских машин в Музее-диораме был автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12). На выставке Александр Черепанов познакомился с его владельцем Петром Белозеровым, коллекционером машин.

ГАЗ-12 – не только автомобиль представительского класса, на котором ездили министры и партийные работники, но и машина, поступавшая в таксопарки. На одинаковых машинах ездили чиновники и простые рабочие, пришедшие на таксомоторную стоянку или заказавшие такси по телефону.

Другой автомобиль «Ретро-гаража» из коллекции Петра Белозерова – ГАЗ-21 «Волга».

– Самый «киношный» автомобиль. – рассказывает директор музея. – Он снимался и в «Бриллиантовой руке», и в «Берегись автомобиля», и в «Кавказской пленнице».

Машина Петра Белозерова тоже побывала на съемочной площадке во время съемок исторической мелодрамы «Два берега».

Выпуск машин серии ГАЗ-М-20 «Победа» начался сразу после Великой Отечественной войны. Автомобили марки «Победа» поступали в таксомоторные парки, но у экспоната «Ретро-гаража» была другая судьба – он был служебным автомобилем директора завода имени Я.М. Свердлова Михаила Ивановича Субботина. Потом «Победу» выкупил водитель директора завода, а его сын передал ее в «Ретро-гараж».

Вместе с автомобилями в музей начали передавать старые телевизоры, радиоприемники и игрушечные педальные автомобили. Специальные конвейеры автомобильных заводов выпускали и игрушечные машины из отходов металлов, которые оставались после производства настоящих автомобилей.

Реплику игрушечного автомобиля ГАЗ-М-1 работники музея сделали сами. Они попытались сделать ее максимально приближенной к игрушечным педальным автомобилям, которые выпускал Горьковский автомобильный завод.

Москвич из Пскова

Однажды Александру Черепанову позвонил пожилой мужчина и предложил забрать в музей его «Москвич». Самовывозом из поселка Наумово Псковской области.

– Если надумаешь, поторопись. – добавил владелец «Москвича». – Потому что мне 79 лет.

Чуть позже директор «Ретро-гаража» возвращался из поездки в Эстонию через Великие Луки. В гостинице Александр Борисович изучал маршрут и обнаружил, что поселок Наумово находится чуть в стороне от дороги, по которой им предстояло ехать.

На следующий день пермские гонщики приехали в Наумово и осмотрели «Москвич». Позже Александр Черепанов вернулся в поселок на машине с прицепом и забрал автомобиль. Вместе с машиной владелец передал приемно-сдаточный акт завода и другие документы.

Автомобильной темой экспозиция не ограничивается. Есть там сосуд для перевозки минеральной воды, печатные машинки, пылесосы, телевизоры, швейные машинки, игрушки, украшенные хохломой самовары.

На новом месте Александр Борисович надеется расширить экспозицию и поместить туда, кроме легковых машин и игрушек, грузовые автомобили и общественный транспорт. В перспективе – создать на базе «Ретро-гаража» промышленный музей, где найдется место экспонатам по истории Уральской горнозаводской железной дороги и Пермского речного пароходства.

Текст: Николай Разумов

Фото: Владимир Бикмаев

 




ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ