Триумф «Пьяных»: на фестивале «Post факт» удачу принесли герои под хмельком — Звезда

Триумф «Пьяных»: на фестивале «Post факт» удачу принесли герои под хмельком

2019 , 12:26

В Перми завершился первый всероссийский театральный фестиваль «Post факт». Главные его награды заслужили спектакли, персонажи в которых то и дело пребывают в нетрезвом состоянии.

Пермь против Райкина

Так, лучшим спектаклем большой формы названы «Пьяные» (18+) по пьесе Ивана Вырыпаева, представленные труппой хозяев (режиссер Марат Гацалов).

Премьера этого спектакля из репертуара Пермского академического Театра-Театра состоялась в 2017 году. В программе «Post факта» он шел самым последним, таким образом, превзойдя в глазах членов фестивального жюри впечатление от всех работ, продемонстрированных ранее.

Как признался председатель жюри, драматург Марюс Ивашкявичюс, выбор в итоге разворачивался между пермскими «Пьяными» и «Дон Жуаном» (18+) из репертуара московского «Сатирикона», в котором донжуановского слугу Сганареля играл сам Константин Райкин. «Дон Жуан» с именем такой звезды на афише изначально выглядел фаворитом.

– Борьба шла до последнего, – рассказал Марюс Ивашкявичюс. – В итоге в сражении между Пермью и Москвой, Мольером и Вырыпаевым все-таки победили «Пьяные» – с небольшим отрывом...

– Это на «Золотой маске» можно в одном спектакле отметить работу режиссера, в другом – сценографию, – добавил другой член жюри, композитор Владимир Раннев. – Здесь же нам было очень тяжело выбирать, потому что победитель, как говорится, забирал всё.

– Я испытываю большую радость и – одновременно неудобство, – заявил художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм. – Когда выигрывают хозяева, в этом есть будто что-то неправильно…

Любовь не отходя от станка

Лучшей постановкой малой формы признана «Пилорама плюс...» (18+) (Ярославский драмтеатр им. Ф. Волкова, режиссер Елизавета Бондарь) также по пьесе современного драматурга – Натальи Милантьевой. Что любопытно, герой этого моноспектакля плотник Саша (Виталий Даушев) тоже немалую часть действия пребывает в нетрезвом состоянии.

Кроме главного героя, есть тут и невидимый персонаж (впрочем, появляется на видео. – ред.) – бывшая плотникова одноклассница Катя, любовь к которой не забылась. Эта любовь оказалась единственной, но безнадежной; Катя – музыкант, у нее совсем другая жизнь и иные интересы, а еще она замужем. Значительную часть действия составляют разговоры Саши со станками, которым он, глуша водку, изливает душу по ночам, пытаясь разобраться, что творится у него в голове...

– Это безумие и тотальное одиночество, – заключает критик Анна Банасюкевич. – «Пилорама плюс...» – драма любви, но любви дремучей.

Как гласит народная мудрость, у пьяного на языке то, что у трезвого на уме. Критикам и мыслителям еще предстоит выяснить, что означает такой выбор с точки зрения отражения общественных настроений.

Со стаканом на голове

По поводу жюри выяснилась забавная деталь. Как признался хозяин сцены Борис Мильграм, войти в коллегию судей приглашали представителей всех театральных профессий: от драматурга до критика, – кроме режиссеров. И как только коллеги собрались все вместе, выяснилось, что каждый из них еще и режиссер! И еще выступил в этой своей ипостаси, проведя индивидуальную мастерскую в ходе творческой лаборатории, устроенной в рамках фестиваля.

Под руководством их и других спецов любители из среды публики испытывали свои ощущения в свете софитов: наравне с профессиональными актерами выступали в читке пьесы литовского драматурга, старались пройти «полосу препятствий» со стаканом воды на голове, участвуя в перформансе. А еще нарисовали более десяти вариантов афиши к сатириконовскому «Дон Жуану», старались запечатлеть эффектные сцены спектаклей в ходе мастер-класса у фотографа.

– В моем жанре работаю очень давно, но от всех остальных секреты мастерства скрывал, – сообщил куратор мастерской плаката, член Союза дизайнеров России Олег Трушников. – А тут раздал всё, что накопил за двадцать, тридцать лет работы!

– Члены нашего жюри стали проводниками для публики в профессиональное сообщество, – констатировал арт-директор пермского фестиваля, член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский. – Зрители имели возможность испытать театральный мир изнутри, получили ни с чем не сравнимый опыт, расширяющий знания об искусствах сцены.

Кому потом не улыбнется «Маска»

В первом пермском «Pоst факте» участвовали также труппы из Петербурга, Ростова-на-Дону, Глазова, Новокузнецка, Новокуйбышевска, Губахи. Кроме современных авторов, в афише были У. Шекспир, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, А. Вампилов.

Напомним, программу фестиваля составили спектакли, включенные в лонг-лист «Золотой маски», однако дальше этого не преуспевшие в споре за самую престижную в отечественном театре профессиональную награду.

Продолжение Мильграм и Лоевский анонсировали не мешкая. К отбору спектаклей на фестиваль 2020 года обещали приступить уже в конце текущего месяца, как только эксперты «Маски» скажут свое слово по поводу номинаций на главную национальную премию в области театрального искусства.

Спектакли и лабораторию пермского «Pоst факта» посетили 4,2 тысячи человек.

Текст: Игорь Карнаухов



Новости Mediametrics: