С большими потерями, но не без надежд: главные итоги года в культурной сфере Прикамья

2019 , 11:51


Почему пермяки до сих пор плачут по Теодору Курентзису и на что делают новые ставки.

Обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — Пермь» Анна Букатова и руководитель отдела культуры ИД «Компаньон» Юлия Баталина в прямом эфире подвели итоги 2019 года.

Потери

Главным культурным итогом 2019 года Юлия Баталина называет увольнение Теодора Курентзиса из Пермского театра оперы и балета. Критик отмечает, что эта непростая тема затронула многие сферы, как собственно досуга, так и репутации региона. С уходом экстравагантного худрука из оперного театра Пермский край резко понизил свои рейтинги и имидж.

Отвечая скептикам на заученное «Сколько уже можно твердить про Курентзиса? У нас и своих звезд хватает», Юлия Баталина говорит, что, конечно, есть фигуры, которые сопоставимы с Теодором и даже превышают его в творческом смысле, но фигуры эти — мирового масштаба. Они обитают в столицах, в первую очередь — не российских, и никоим образом не в Перми. И даже то, что мы уже год обсуждаем Курентзиса, говорит только об одном: мы действительно говорим о главном. И даже главная премьера 2019 года — исполнение «Реквиема» Верди — тоже связана с фигурой скандального дирижера.

Театр

Говоря о театральной среде, Юлия Баталина отмечает некий парадокс. По ее мнению, ни один новый спектакль главных пермских театров не стал художественным открытием. Ни балет «Шахерезада» (6+) Пермского театра оперы и балета, ни мюзикл «Винил» (12+), прошедшие при полных залах и имевшие успех у публики, нельзя назвать большим открытием. Зато настоящие прорывы произошли на малых сценах. В первую очередь речь идет о спектакле Дмитрия Волкострелова на площадке «Сцены-Молот» «Пермские боги» (16+). Как и «Шахерезада» с «Винилом», постановка номинирована на главную театральную премию страны — «Золотую маску». Однако, по словам журналиста, главное здесь не номинация, а художественная новизна. «Ничего более радикального, более продуманного и прочувствованного я не могу найти за этот год в театре», — говорит Юлия Баталина. Второй подобный спектакль — постановка камерного театра «Новая драма», режиссера Марины Оленевой «Летели качели» (18+), которая имеет совершенно неожиданный успех у зрителя, на конкурсах и фестивалях.

Говоря о театральных итогах года, надо упомянуть не только прорывы. В 2019 году появилась тенденция самодеятельных постановок на профессиональных площадках. Поговорка «Кто платит, тот и заказывает музыку» из жаргонных песенок перекочевала на пермские подмостки. «Люди научились находить спонсоров и получать гранты, — говорит Юлия Баталина. — Они делают спектакли, которые не отличаются серьезным уровнем, но каким-то образом собирают зрителя. «Я захотел и сделал» — это недостаточное основание называть свое творчество произведением искусства. Самодеятельность сама по себе — хорошая тенденция. Я просто призываю оценивать каждую из работ трезво». Главным образом журналист имеет в виду спектакль «Иранская конференция» (16+) начинающего режиссера Николая Гостюхина, премьера которого прошла в частной филармонии «Триумф» в апреле.

Фестивали

Говоря о фестивальной жизни Перми в 2019 году, журналисты позитивно оценивают развитие молодежных инициатив, таких как проекты «Ред фест» (6+) и «Карл фест» (6+). Но несмотря на то что фестивалей в Перми много, все они небольшого масштаба.

К примеру, «Сезоны» (6+), пошедшие в июле в музее «Хохловка», Юлия Баталина не может назвать стопроцентно успешным проектом. «Он не имел привязки к пермской реальности и был сделан холодно очень и как-то отстраненно, — считает журналист. — Души мало в нем было. В общем, это не тот формат, который хотелось бы видеть в Хохловке. Просто собрались, поиграли и поели — это не то».

Отметить арт-критику хотелось бы два фестиваля. Первый — это «Пост факт»*, прошедший в октябре в Театре-Театре. Идея собрать постановки, не получившие «Золотую маску», и выбрать из них лучшую — спорная, нужно посмотреть, как будет развиваться этот проект. Второй фестиваль, который хотелось бы отметить, — это «Тайны горы Крестовой»*, который состоялся в июне-июле в Губахе. Проект существует давно, однако только в 2019 году он получил финансирование из краевого бюджета, и это сразу сказалось на его качестве: «Это по-настоящему большая и красивая история, — считает Юлия Баталина. — Всем пермякам надо ставить галочку на будущее и ехать в Губаху».

Концерты

Если оттолкнуться от Губахи и продолжить смотреть на культуру как на фактор, способствующий развитию экономики региона, то получится, что в 2019 году Пермь сдала свои позиции. Даже несмотря на то что в городе регулярно выступают с концертами такие суперзвезды, как Денис Мацуев или Владимир Спиваков. Оба маэстро дают аналогичные концерты по всей стране в рамках своих туров. Поэтому специально в Пермь никто не поедет ни на Мацуева, ни на Спивакова.

Хороший пример в этом отношении нам подает соседний Екатеринбург, где проходят сразу три эксклюзивных филармонических фестиваля высокого качества: «Симфонический олимп»*, «Евразия»* и «Безумные дни»*. «Это те фестивали, ради которых надо сняться с места и поехать в Екатеринбург. Особенно «Безумные дни»! Там за три дня проходит больше сотни концертов! Ты гарантированно, просто приезжая на уик-энд, посмотришь отличный концерт, и не один. Такие вещи в Перми не происходят», — говорит Юлия Баталина.

Музеи

В уходящем году в Перми случился настоящий музейный бум. «Появляется всё больше частных музеев. Они объединяются, создают коалиции. Я уже сбилась со счету. Их сотни, — рассказывает Юлия Баталина. — «Музей упаковки» или «Музей советского быта» — эти маленькие музеи очень украшают нашу жизнь. В общем, с музеями у нас все в порядке. Не могу не отметить небольшую частную галерею «Уникум» и ее куратора Вадима Зубкова. Каждая их выставка — это не просто выставка, а огромное исследование и глубокое погружение в тему. Из последних проектов «Уникума» — «Прокляты, но не забыты» (12+). Проект посвящен художникам «лианозовской школы» — поставангардной школы послевоенных лет. Больше чем наполовину эта выставка состоит из фотографий и текстов. На нее точно надо отвести полтора или два часа и узнать ее совершенно потрясающую историю. Ну и конечно, увидеть произведения искусства, ее иллюстрирующие. И так в «Уникуме» подходят к каждой теме. Думаю, подобных галерей просто нет в других городах».

Надежды

Подводя итоги уходящего года, журналисты строят планы на 2020 год и рассуждают о надеждах пермской культуры. В топе проектов — Дягилевский фестиваль* под управлением Теодора Курентзиса; фестиваль малой авиации «Взлетка»*, который, как и фестиваль «Тайны горы Крестовой», получил финансирование из краевого бюджета и, очевидно, расправит крылья более широко; новый проект Натальи Шостиной «Пермская волна»* и новый театральный фестиваль* Владимира Гурфинкеля. Оба последних пройдут на заводе Шпагина.

* Возрастное ограничение — в зависимости от постановки.

Текст и фото Анны Букатовой.