По следам Руссо и Пиросмани: выставка наивного искусства открылась в Центральном выставочном зале Перми — Звезда

По следам Руссо и Пиросмани: выставка наивного искусства открылась в Центральном выставочном зале Перми

2019 , 12:30

Основная часть экспозиции — произведения из коллекции музея-заповедника «Царицыно», а отдельный зал посвящен работам пермских авторов: Рудольфа Тюрина, Нины Горлановой, Мансура Закирова и других.

Как сообщают организаторы, на выставке «Люди должны быть разными. Путешествие» (6+) собраны работы непрофессиональных художников, называемых также «наивными». Здесь есть и произведения, выделенные авторами экспозиции в раздел «Советский миф», – картины с атмосферой так и не наступившего коммунизма, и работы, объединенные темой «Праздник» — образы семейного счастья.

О сути наивного искусства «Звезде» рассказали искусствоведы, которые, так же как и авторы картин, родом из разных уголков России.

Профессионализм профессионализму рознь

Как отмечает искусствовед Марианна Гаравани (Петрозаводск), у зрителя может возникнуть резонный вопрос: почему, не приветствуя непрофессионализм в других сферах, мы одобряем его в изобразительном искусстве, почему создаются специальные школы наивной живописи, а маститые художники применяют эти приёмы в своих работах?

— Первыми при упоминании наивного искусства приходят на ум имена всемирно известных самоучек Анри Руссо и Нико Пиросмани. Никто сегодня не осмелится подвергнуть сомнению художественную ценность их творений. И сколько, например, идеально выверенных, изобилующих точными деталями и игрой светотени голландских натюрмортов художников-профессионалов семнадцатого века похожи один на другой, а имена их создателей стёрты временем? Ведь нередко, достигая совершенства исполнения, но теряя душу и мысль создателя, искусство превращается в ремесло и, наоборот, выраженный в лаконичных простых образах живой импульс становится искусством, — отметила Марианна Гаравани.

Искусствовед предлагает вспомнить милые пейзажи Бабушки Мозес — женщины, которая почти всю жизнь провела на ферме, — в которых можно разглядеть величие работ Брейгеля-старшего.

— А наша баба Люба Майкова, взявшаяся за кисть в почтенном возрасте, с её близкими сердцу, по-детски чистыми видами родного края? Разве могут оставить кого-то равнодушными эти работы, словно живые, наполненные эмоциями и пышущие энергетикой? Наивные и поэтому прекрасные работы из запасников ГМЗ «Царицыно» близки и понятны зрителю, каждый найдёт в них что-то своё, каждый увидит свой «детский рисунок» и улыбнётся краешком души. Семьдесят шесть смелых работ играют со зрителем, нарушая законы живописи. Радуют, восхищают, порой возмущают, но не оставляют равнодушными, — подытожила искусствовед.

Наив — спасенье от «попсы» и гламура

К пермскому искусствоведу Александру Паку мы обратились с вопросом: насколько сегодня востребовано наивное искусство в сфере культуры, есть ли на него в обществе запрос? Какие сейчас приоритеты в плане живописи у массового зрителя, конкурентоспособно ли наивное искусство на этом фоне?

Как отмечает Пак, востребовано всегда только массовое искусство. Но необходимо ли при этом наивное искусство?

— Конечно, да, без него жизнь скучная, а общество — категория расплывчатая, конкурентоспособность — вопрос коммерческий, — обратил внимание эксперт.

По словам Пака, если правильно «раскрутить» произведение, то и серая бездарность будет относительно конкурентоспособной, правда, недолго, потому что резонанс вызывает только искренность.

Вне рамок салонов, галерей и музеев

Примитивное искусство открывает нам не умозрительный, концептуальный мир, а мир душевный, прямой, детский и одновременно практичный, считает петербургский историк искусства Елизавета Кабо.

— У мастеров наива есть особый взгляд на мир, они находят покой в простоте и осмысленности, лаконичности и ясности. Чтобы расшифровать сюжет картины, не требуется специальной подготовки, зрителю достаточно сориентироваться по названию полотна, смысл произведения проявится сам, — пояснила «Звезде» искусствовед из Северной столицы.

Елизавета Кабо подчеркивает, что понятие наивного искусства появилось в XX веке, однако истоки его зарождения уходят корнями в древность и отбрасывают нас ко временам развития наскальной живописи и декорации стен храмов и гробниц в Египте.

— Профессиональная среда требует от художника ориентированности на публику, музеи, галереи, высказывания критиков и искусствоведов. У художников же наивной живописи остаётся чистая потребность в творчестве и труде. Именно поэтому примитивное искусство имеет уникальную оригинальность и практически не имеет рамок и стилистических назиданий, — обратила внимание искусствовед.

Сергей Крюков, фото автора



Новости Mediametrics: