Коми-пермяцкий шаман скептически настроен по отношению к якутскому колдуну, идущему в Кремль изгонять злых духов

6 сентября, 18:03

 

По сообщениям СМИ, оппозиционно настроенный колдун Александр Габышев, известный в Якутии как Саня-шаман, пешком отправился через всю Россию в Москву, чтобы изгнать злых духов из Кремля.

По пути он участвует в политических митингах, с продюсерской сметкой распространяя ролики своих выступлений в соцсетях и на Ютуб. Сейчас Саня-шаман, толкая перед собой тяжелую тачку с провизией и обрядовой утварью, медленно движется по Забайкалью. К концу осени вполне можно ожидать появления мятежного служителя культа на пермской земле.

Большинство пермяков с разными политическими взглядами всерьез не верят в магию Габышева. Тем более что у нас есть и свои шаманы – посильнее и подаровитее. К примеру, кое-кто убежден, что известный краевед, школьный учитель из села Большая Коча Коми-округа Василий Гагарин в прошлом году своими обрядами помог успешно выступить сборной России на чемпионате мира по футболу, а нынче вызвал обильные дожди, помешавшие разрастанию сибирских пожаров. Гагарин известен далеко за пределами Прикамья. Причем не только как шаман и маг. В первую очередь, Василий Иванович – замечательный историк, пытливый этнограф, по крупицам собирающий сведения о культуре коми-пермяцкого народа.

 

В борьбе добра и зла

Гагарин со сдержанным скептицизмом оценивает эпатаж своего коллеги.

– К шаману-воину отношусь нейтрально. Я не знаю, по своей воле или по воле духов он едет в Москву. Если уж так приспичило, в принципе, можно было провести обряд и на месте, – рассказал Василий Иванович. – Подобные церемонии в Парме не проводят – ведь языческие обряды регулируют отношения духов, природы и людей, но никак не политические процессы. Естественно, ни в какие сражения вступать с якутским шаманом не собираюсь – это баловство. Вообще, любое зло, посланное кем-то, – это наказание за некие проступки. Что интересно, сам шаман по собственному усмотрению или настроению не может сделать зло. Но отменить кару – это в его силах.

На коми-пермяцком шаман – Тöдiсь. В русском переводе означает – знающий, а в транскрипции звучит приблизительно как «тыдыщ» – волшебно, как финальный аккорд фокусника-чародея.

– Ничего волшебного нет. Коми-пермяцкий тöдiсь – обычный человек и гражданин, который всего лишь в определенные моменты проводит обряды, – убежден Василий Гагарин. – Он и в армию может пойти (сам Василий Иванович служил на Алтае во внутренних войсках, – ред.), и в выборах участвовать, и в политические партии вступать. В миру шаман выступает в нескольких ипостасях – заступник, лекарь, общественный судья, разрешающий споры и оценивающий поступки людей.

 

Языческий калейдоскоп

Такого разнообразия языческих обрядов, как у коми-пермяков, пожалуй, нет ни у одного народа России.

– Множество обрядов бытовой магии проводят сами люди – это связано с лесованием, рекой, домашним хозяйством. Есть у коми-пермяков и общие обряды – «Турун вежан лун» (День смены травы), «Быкобой», похоронные и свадебные ритуалы, – рассказывает Василий Гагарин.

В своих верованиях коми-пермяки не ортодоксальны – и на образ перекрестятся, и лесному идолу помолятся, и быка в жертву принесут. Естественно, зоозащитники горячо протестуют против ритуального убийства животного. На одном из последних обрядов «Быкобой» активисты буквально по пятам ходили за организаторами праздника, каждый уголок осмотрели, однако доказательств забоя быка так и не нашли. Хотя мясом гостей угощали: знать, быку все-таки не повезло – против силы традиции не попрешь!

Оригинальны с оттенком пикантности коми-пермяцкие свадьбы, которые могут гуляться дольше, чем на Кавказе, – неделями! Там на девичниках подруги отнюдь не мило беседуют за бокалом вина, обсуждая достоинства избранника, не льют слезы прощания, а… березовым веничком хлещутся в жаркой бане и потом бегают вокруг нее в мокрых сорочках! А местные мужики тем временем пытаются проникнуть к ним в парилку, причем неприкосновенность девичьей чести возложена на брата невесты, который иной раз с колом наперевес охраняет красных девиц.

 

Четыре гола из Коми-округа

Летом прошлого года скептики до последнего не верили в успехи сборной России на домашнем чемпионате мира по футболу и вовсю троллили наших игроков, предрекая им полное позорище. Поэтому в Коми-округе решили призвать на помощь нашим футболистам… лесных духов. А что – был же когда-то в тренерском штабе команды Камеруна колдун, магия которого довела африканцев до четвертьфинала?

Рано утром в день игры за первое место в группе со сборной Уругвая на берегу реки Онолвы разгорелся культовый костер.

– Во время обряда мы сжигали ветки жимолости – растения, традиционно олицетворяющего у коми-пермяков здоровье и бодрость духа, – говорит Гагарин.

Затем под таинственные заклинания ученики Василия Ивановича бросали головешки в воду. По замыслу, сколько углей унесет на середину реки, столько мячей и забьют наши в ворота соперника. Течение прихватило четыре дымящихся головешки, поэтому болельщики из Большой Кочи ждали полного разгрома южноамериканцев. Однако, как известно, произошло все с точностью до наоборот: вместо 4:0, получилось разгромное 0:3 – или небесная канцелярия что-то напутала, или уругвайские шаманы оказались ловчее коми-пермяцких… И все-таки обряд, хоть и с опозданием, но подействовал, как оказалось, очень даже вовремя – к знаменитой победной серии пенальти в матче с испанцами. Помните, сколько раз наши отличились с точки? Тыдыщ – четыре!

 

Путь подвижника

При всей своей приверженности к языческим обрядам Гагарин вовсе не дремучий шаман, неистово прыгающий с бубном вокруг костра и камлающий тарабарские заклинания. Для своих земляков он бескорыстный подвижник, радеющий за традиции коми-пермяцкого народа, носитель его уникальной древней культуры и, конечно, талантливый педагог – настоящий кумир местной молодежи.

Шесть лет назад Василий Гагарин вместе с учениками установили деревянную статую Чудского Хранителя на территории городища Курöгкар, что в шести километрах от села Большая Коча. Городище получило всемирную известность как исторический памятник Ломоватовской культуры предков современных коми-пермяков. И, как водится, стало объектом черных археологов и гробокопателей, которые в поисках древних сокровищ пакостили на святом месте.

Хранитель стал своеобразным часовым тайн чуди, а его «пост» расположен как раз на том месте, где находились жертвенный костер и колодец.

– Мародеры до сих пор изредка появляются, но сильно хищничать, как раньше, уже не решаются, – заявил Василий Иванович.

Кстати, вольно или нет, но у резчиков Сергея Дружинина и Романа Малиновского идол получился таким, что издали напоминает облик самого Василия Гагарина. Ученики уверены, что в этом есть какой-то мистический смысл. Надо сказать, что даже во время каникул школьники не хотят расставаться со своим любимым учителем. Они все вместе участвуют в различных культурных и этнографических проектах: «Тропа чуди», «Чудской кар», «Путь охотника»; отправляются в увлекательные туристические походы по родной Парме. В августе ребята при поддержке московских программистов создали сайт села Большая Коча, информативности которого могут позавидовать ресурсы больших городов. Василий Гагарин гордится своими питомцами.

– Мечтаю, чтобы мои ученики вышли на Красную площадь Москвы и громко крикнули: «Мы – коми-пермяки!» И люди бы не спрашивали: «А кто это такие, где живут?», а дружно зааплодировали. Каждый россиянин должен знать на только свою историю, но и историю других народов.