Хореограф Марина Кремнева вышла в финал престижного российского фестиваля

1 ноября, 14:25

Грациозная и хрупкая девушка стала для пермяков образцом силы, какой может и должен обладать современный танец — притягательной, смелой и зажигающей сердца. В гостях у «Звезды» — Марина Кремнева, выдающийся пермский хореограф, чьи смелые постановки стремительно завоевывают популярность на российских подмостках.

По стопам Евгения Панфилова

Когда Марине было шесть лет, она случайно попала на спектакль Евгения Панфилова, который как раз находился на пике славы и творческого мастерства. И хотя постановки маэстро никогда не были рассчитаны на детей, маленькая Марина буквально раскрыв рот следила за экспрессивным действом на сцене театра драмы. Она поняла, что это всё ее, родное, и когда-нибудь станет смыслом всей ее жизни.

— Это самый яркий пример авторской хореографии, — уверена Кремнева. — Евгений Панфилов — космос современного танца, вечный маяк и ориентир. Он создал собственную вселенную — мир свободы и феерии красок, в котором до сих пор живут целые поколения поклонников танцевального искусства. И я тоже житель панфиловской вселенной…

Марина закончила музыкальную школу, затем — с красным дипломом — училище по классу фортепиано. Но в 15 лет всё-таки наступил ожидаемый перелом: Кремнева поступила в школу хореографического искусства Пермского института культуры.

Танец против рака

Конкурс-фестиваль Context. Diana Vishneva («Контекст. Диана Вишнева») — главное российское событие в области современной хореографии. Попасть в поле зрения и заслужить похвалу примы российского балета, народной артистки РФ Дианы Вишневой — это дорогого стоит. Жюри фестиваля из более чем двухсот заявок отобрало лишь пять. И среди них — постановку Марины Кремневой «Когда я стала амазонкой» (16+) по мотивам произведения британской поэтессы Дженни Луис. Хотя более тяжелую тему для реализации было, наверное, трудно замыслить.

— Кроме общечеловеческих в спектакле раскрывается чисто женская тема — проблема рака груди. Главная героиня после поставленного ей страшного диагноза сравнивает себя с амазонкой, которым удаляли одну грудь еще в детстве, чтобы было удобно стрелять из лука. Эта метафора помогла героине победить болезнь, — объясняет свой замысел Марина. — В спектакле переплетены античность и современность, прослеживается связь между попавшими в беду женщинами, которые в любую эпоху истово боролись за жизнь, свободу и любовь. На сцене мы старались соединить рациональные приемы хореографии с предельной чувственностью и эмоциями. Ведь сюжет на самом деле вызывает глубокие переживания — мы это поняли по реакции зрителей.

Вместе с виртуозами

Артисты зачастую космополитичны, однако Марина любит землю, где она родилась, город, который сделал ее знаменитой, по-настоящему, без пафоса гордится Пермью. Кремнева давно трудится над постановкой, посвященной родному краю — благо он богат историей, традициями, уникальным фольклором, высокой культурой и, конечно, людьми с потрясающе развитым чувством прекрасного.

Сейчас Марина Кремнева принимает активное участие в работе творческой группы «Пермские виртуозы» под управлением композитора Василия Куликова. И наибольший зрительский успех на концертах этого уникального коллектива имеет зрелищный и динамичный монобалет «Между землёй и небом» (12+), автором которого до последнего па является Кремнева. Очаровательная танцовщица, словно лесная нимфа, парит по сцене, приковывая внимание публики исключительно к себе. Тут, поверьте, не нужны ни дополнительный антураж, ни пышные декорации…

Сумасшедший коктейль Сontemporary

Интересно, что основы современного танца заложила еще есенинская муза — Айседора Дункан. Его границы, в отличие от классического, довольно размыты — тут ключевое место отводится импровизации.

— Это буйный вихрь, коктейль разных вкусов, стилей и техник, — говорит Марина. — Восточные единоборства и бразильская капоэйра, гимнастика и акробатика, йога и тай-цзы, народные и, наконец, уличные танцы — всё это будто переваривается в общем котле, и получается контемпорари, современный танец.

Контемпорари — это танец души, ее монолог или диалог — с партнерами по танцу и, главное, со зрителем. Всё зависит от полета фантазии и глубины таланта хореографа.

— Еще одно немаловажное достоинство контемпорари заключается в том, что творец не ограничен какими-либо рамками, — продолжает Кремнева. — Его основная цель — выразить то, что у него на душе, донести до зрителя свою идею. Конечно, любое творчество должно иметь какие-то рамки, быть подкреплено знаниями и навыками. Другое дело, что современный танец позволяет отойти от канонов ровно настолько, насколько этого захочет автор.

В спектаклях Марины каждый танцовщик — не только участник, но и непременный соавтор постановки, который привносит в нее новизну и креатив. Именно поэтому танцоров школы Кремневой постоянно охватывает чувство полета и полной свободы — ведь они наполняют каждую деталь собственным смыслом, и публике танец всегда кажется таким искренним и естественным.

«Не могу» – не для неё

В этом, кстати, сила Марины Кремневой как педагога. С одинаковым терпением она работает как с состоявшимися танцорами-профессионалами, так и с начинающими, которые до этого даже не пытались танцевать. Рост, вес, пол, возраст, координация для нее значения не имеют. Как минимум азам Марина научит любого – кому медведь не только на ухо наступил, но и обе ноги отдавил! В контемпорари не принято оперировать понятиями «хорошо» или «плохо», здесь фокус — на уникальности каждого человека.

— Для тех, кто не планирует заниматься танцами профессионально, контемпорари идеален для развития пластики, для совершенствования собственного тела, улучшения самочувствия и настроения — проверьте на себе, нечего стесняться! — призывает Марина Кремнева. — Увлечение любыми танцами всегда направлено на программирование здоровья и положительных эмоций — это какая-то движущая сила позитива! И перешагнув однажды через себя — через «боюсь», «не могу» и «не хочу», заставив себя работать и с гордостью увидев первые результаты, вы уже вряд ли отступите назад. Не только в танце, но и в жизни!

Справка «Звезды». Марина Кремнева. Выпускница ПГИИК. Дипломант конкурса «Арабеск», обладатель приза Пермского оперного театра «За лучшее исполнение номера на музыку Чайковского». Финалист Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в Москве, фестиваля «Context. Diana Vishneva». Ученица мастеров современного танца Рафаэле Джиованола (Италия), Штефани Томасен (Дания), Хесуса Мартинеса (Испания), Сергея Райника (Россия).

Максим Шардаков, фото Владимира Бикмаева