Ловили кулаков в Закамске. На Пермском пороховом заводе прошли съемки сериала «Зулейха открывает глаза»

2019 , 12:44


Последние кадры многосерийного художественного фильма по одноименному роману Гузели Яхиной сняли на территории Пермского порохового завода. Финальный съемочный день начался в шесть часов утра и завершился в полночь.

Дрон над паровозом

– Подготовить квадрокоптер! Поднимайтесь на точку. Готовы?! Мотор! – к­омандует второй режиссер картины Лилия Пысларь.

Пыхтя и пуская клубы пара, паровоз с составом начинает движение. Сверху его сопровождает беспилотный аппарат, ведущий видеосъемку…

Автомобили, проезжавшие в этот день в закоулке Кировского района, тормозят, водители высовываются из салонов и потрясенно смотрят вслед уникальному локомотиву, свидетелю событий прошлых лет. Березки и сосны Закамска сыграли роль сибирской тайги, где происходит действие. Натуру выбрали еще прошлым летом, когда кинематографисты приезжали познакомиться с местами.
Съемки длились всего один день – 26 февраля. Снимались три сцены. Первая – движение поезда, ведомого паровозом 30-х годов, с разных ракурсов. Вторая – побег переселенцев, при этом каскадеры выпрыгивали из вагонов прямо во время движения. Третья –поиски сбежавших солдатами конвоя.

Очень много времени занимают подготовка площадки и техники, выстраивание освещения. Съемочная группа прибыла на завод в шесть утра, а снимать побег и погоню начали в восемь вечера.

– Съемки – тяжелый физический труд, не только мой – каждого члена группы, – рассказывает корреспонденту «Звезды» Лилия Пысларь. – Приходится трудиться, как сегодня, по двенадцать-четырнадцать, по шестнадцать часов в сутки… Удовлетворение, которое приносит работа, окупает всю усталость.

 

 

Второй режиссер на площадке – одно из главных лиц, он организует процесс и воплощает в жизнь замыслы режиссера-постановщика.

Чулпан Хаматову и иных звезд, занятых в главных ролях, на территории завода не видели – вообще-то они уже закончили свою работу. Задача группы в последний съемочный день – снять сцены, которые придают динамику, разнообразят сюжет и добавляют эффект присутствия.

Родные теплушки

Присутствующие заметили, что приезжие полностью экипированы на случай самого сурового мороза: операторы, режиссер и техсостав одеты в особо теплые зимние костюмы, обу­ты в валенки (некоторые с галошами). К счастью, в тот день на улице было достаточно комфортно – всего минус восемь градусов. Красиво и медленно падал снег пушистыми хлопьями...

Чтобы киношники смогли выполнить значительный объем работы за короткий срок, большую работу заранее проделали хозяева заводчане.

 

 

– Съемочная группа попросила подготовить несколько дощатых вагонов-теплушек, – рассказывает начальник службы движения цеха «Железнодорожный» порохового завода Татьяна Уварова. – Поскольку на станции таких не было, пришлось поискать их на производствах и отремонтировать. Старый паровоз, тендер и пассажирский вагон прибыли с Перми II, а вот теплушки в кадре будут наши, заводские! Ночью накануне съемок бригада заводских машинистов пригнала состав со станции Курья до заводской станции Химград – чтобы это состоялось, было проведено много согласований. А также наши машинисты помогали старинному паровозу маневрировать.

Помощь со стороны заводского тепловоза была необходима: известно, что старый паровоз замечательно двигается вперед, а вот задним ходом у него выходит намного медленнее…

Осенью 2018 года в Добрянском районе снимались летние сцены фильма.

Знаете ли вы?

  • Бестселлер Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (16+) вышел в свет в 2015 году. Он удостоен престижных литературных премий, среди которых «Книга года», «Большая книга» и «Ясная поляна».
  • Изначально текст «Зулейхи» писался как сценарий – отсюда и легкость адаптации текста для кинематографа, и скорая экранизация.
  • Роман переведен уже на тридцать языков, включая фарси, финский и китайский. Автор объясняет успех своего детища за рубежом тем, что психологический аспект повествования зарубежным читателям интереснее, нежели политический, что выходит на первый план у нас.
  • Вследствие обращения к драматичной теме коллективизации, репрессий, к историям людей, которые в период утверждения нового строя лишились дома и привычных условий жизни, «Зулейху» Яхиной ставят в один ряд с прозой Александра Солженицына, Василия Гроссмана и Варлама Шаламова.

О чем кино?

Действие начинается в 1930 году и продолжается до 1946-го. В центре сюжета – судьба татарки Зулейхи Валиевой. Она живет в деревне с тираном-мужем и придирчивой свекровью в атмосфере каждодневного тяжелого труда и постоянных унижений. Однако утверждение новой власти в период коллективизации не приносит облегчения ее жизни. Муж при попытке припрятать добро убит, а беременную Зулеи?ху вместе с другими отправляют в Сибирь, где на голом берегу Ангары раскулаченные вместе с питерскими интеллигентами и прочими «врагами народа» строят социалистический поселок... те, кто сумеет выжить.

Сериал «Зулейха открывает глаза» выйдет на телеканале «Россия-1» уже в этом году.

Текст: Анастасия Фадеева

Фото: Анастасия Фадеева