Три дня по Прикамью колесили машины ушедшей эпохи — Звезда

На ретроавтомобилях по новым дорогам

2018 , 13:49

В минувшие выходные в Прикамье состоялся автопробег ретроавтомобилей. За три дня владельцы старинных авто проехали по маршруту Пермь — Очёр — Чайковский — Чернушка — Оса — Пермь, преодолев более 700 километров пути.

Зрелище зажигало каждого, кто становился его свидетелем. Когда мимо проезжает не один десяток автомашин со ставшими уже непривычными нынешнему глазу линиями и формами, поневоле хочется остановиться. 

— На мой взгляд, ретроавтомобиль дает уникальную возможность почувствовать время, которого уже нет, — говорит директор музея «Ретро-гараж» и главный организатор мероприятия Александр Черепанов. — И мы хотим передать это остальным. В прошлом году мы совершали автопробег в сторону Чусового и Соликамска, заезжали в Губаху, Кизел, Березники, Усолье. В этот раз отправились в другую сторону — на юг Прикамья, сделав упор на посещение исторических мест, старинных городов.

 

 

«Ретрозабег-2018» проходит в Прикамье уже в третий раз и, как обычно, превратился в большое событие, привлекшее сотни зрителей. В каждом городе маршрута ретроавтомобилисты собирали полный аншлаг.

Не старые, а ретро!

Нет ничего необычного в том, что подобное мероприятие буквально примагничивает большое количество людей. Всем нравится необычное. Кому-то это позволяет вспомнить молодость, кому — увидеть чудо прошлого.

Кто это такие — водители старых автомобилей? Что заставляет их тратить уйму сил, времени и денег, чтобы давнего года машинка блестела как новенькая, а на трассе показывала те рекорды, которые закладывал в нее производитель?

 

 

Кстати, сейчас я очень четко представила, как возмутились все, кто понимает толк в раритетах: что значит «старые»? Не старые, а ретро! Каждая деталь в таких авто буквально обласкана умелыми руками механиков и самих владельцев авто. Объяснение этому одно — любовь. Страстная, безудержная коллекционерская любовь.

— Чтобы этим заниматься, нужно быть «сдвинутым», — говорит 59-летний предприниматель Александр. — Нужно любить технику больше всего на свете, даже больше женщин.

Сегодня у него две раритетные машины: ГАЗ-14 «Чайка» 1988 года выпуска и ГАЗ-21 1968 года выпуска. Обе машины в прекрасном состоянии. Единственное, что «Чайку» пришлось слегка обновить — хозяин поменял лакокрасочное покрытие. Зато с тех пор она регулярно занимает первые места на специализированных выставках. «Волга» также идеальна. Но для этой марки на конкурсах пока нет номинации «за сохранность».

Андрей Ажмяков — один из новичков пробега. Как и большинство коллекционеров, он приобрел свой ГАЗ-21 не для постоянного использования, а для удовольствия. И ухаживает за ним, как за любимой женщиной. Вместе с другом поменял обивку салона, сделал ее кожаной. Ездит на своей «Волге» только по городскому асфальту, а зимой и вовсе бережет в гараже.

— О такой машине я с детства мечтал, — говорит он. — Поэтому и отношусь к ней по-особенному. Просто жаль портить хорошую вещь. Я даже в дождь стараюсь не ездить, а у нас еще и дороги солью посыпают.

Патриотизм рождается в молчании

Есть, правда, и еще некоторые причины, по которым любители ретроавтомобилей нечасто «выгуливают» своих любимцев. И главная из них — бензина потребляют много. Расход в двадцать литров при езде по городу — это по нынешним временам неслыханное барство. Раньше бензин стоил в разы дешевле, поэтому об экономии думали редко.

И к слову, о советском автопроме. Его принято ругать и хаять. Но продвинутый коллекционер, создатель и директор музея «Ретро-гараж» Александр Черепанов с такой позицией совершенно не согласен.

— Советские автомобили знал весь мир, — говорит он. — На Брюссельской ярмарке 1958 года ГАЗ-21 «Волга» получила Гран-при. А грузовик «Урал» — золото Лейпцигской ярмарки — 1969. Считаю, мы вообще должны гордиться нашим автопромом тех лет. Судите сами: после окончания Второй мировой войны ни одно государство не выпустило новую гражданскую модель автомобиля — у стран не было ресурсов для этого. А в СССР сделали «Победу».

По его мнению, с понимания этого момента и начинается настоящий патриотизм. Тот самый, который нужно воспитывать в каждом гражданине страны. Тот, который воспитывается не громкими лозунгами, а как минимум знанием истории, памятью о подобных фактах. И еще такими ретроавтопробегами.

 

 

Все участники пробега — в своем роде пропагандисты ушедшей эпохи. А тот факт, что машины, собранные в те времена, до сих пор на ходу, — главное доказательство того, что не всё было так плохо.

— В советских автомобилях мне нравится эстетичность: хромированные ручки, минимум деталей, — говорит 33-летний предприниматель Илья. — Да, по современным меркам в моей машине, ВАЗ-2101 88-го года выпуска, довольно слабенький мотор, дисковые тормоза, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами. А в 70-м году она была лучшим достижением, самой передовой новинкой. Интересно, что за пятьдесят лет она почти не постарела, купил ее в очень хорошем состоянии.

Кроме «копейки» у Ильи есть еще москвичи — 412-й и 423-й, — а также самодельный трактор. В планах — приобретение двадцать четвертой «Волги» или «Запорожца-965». А машина его мечты — это ЗИЛ-117. Впрочем, в этом он не одинок: эта техника, очень напоминающая короткий лимузин, большая редкость. В свое время их было выпущено не более сорока штук. Сейчас ее стоимость начинается от 25 миллионов рублей.

Вообще в последнее время количество коллекционеров, «улетающих» по старинным авто, увеличивается. Многие начали понимать, что и ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 уже тоже являются раритетами. Всё дело в возрасте машины: если с даты выпуска прошло более 30 лет, то, в соответствии с техническим регламентом, ее смело можно относить к ретро.

 

 

Конечно, авто, которым больше — а некоторым значительно больше — 30 лет, требуют более бережного отношения. Ведь даже запчасти, если понадобится, иногда бывает непросто достать.
И в этом смысле главным врагом ретроавтомобилей становятся плохие дороги. Они способны и подвеску расшатать, и другие неприятности доставить. Однако, по свидетельству участников пробега, сегодня дороги в крае стали намного лучше. Поэтому, например, в этом году в краевых ретропробегах участвовало уже 40 автомобилей.

— Когда много зрителей — это очень здорово, — говорит Александр Черепанов. — Ежегодно мероприятиями музея и автопробегами мы охватываем более 100 тысяч жителей края. И особенно приятно, когда к нам приходят семьями. Это вообще наша главная «фишка» – общение поколений. И прекрасно, если этой общей темой становится автомобили.

 

 

Как правило, на встречу с экспедицией и приходят семьями. Некоторые родители убеждены: такие мероприятия очень важны в первую очередь для детей — и для воспитания эстетического вкуса, и для приобщения к истории России.

— Интересно посмотреть, на чем ездили наши отцы и деды, — говорит одна из мам. — Мои дети в восторге от того, что можно внутрь попасть и всё потрогать. И конечно, хочется, чтобы было больше коллекционеров, чтобы такие раритеты не уничтожались.

 

И история, и сегодняшний день

Совместить приятное с полезным удалось не только зрителям, но и самим участникам пробега. Команда посмотрела многие интересные места Пермского края. Они побывали на Воткинском водохранилище, напоминающем волнующееся море. Посетили главную достопримечательность Очёра — часы 1885 года, сделанные на местном заводе инженером-механиком Мельцовым.

В Чайковском заехали в автошколу ведущего гонок Всеволода Суфиярова, где дети учатся водить автомобили, ремонтировать их и становиться чемпионами.

 

 

В Чернушке увидели коллекцию советских вещей и предметов периода перестройки, которую бережно собирает и хранит коллекционер ретроавтомобилей Алексей Чалышев. Он постарался собрать многое из советской эпохи – от головоломок и детских идеологических книг до билетов господина Мавроди. Там же, оказывается, есть «кладбище» ретроавтомобилей, где ржавеют такие доноры автодеталей, как «Прага», КамАЗ, ГАЗ-51 и другие.

В Осе команда приняла участие в открытии памятника участникам второй Великой Северной экспедиции Беринга. Кроме того, на главной городской площади состоялись соревнование ретроавтомобилей и турнир по автозвуку. А в краеведческом музее прошел круглый стол в рамках проекта «Возрождение культуры» министерства культуры Пермского края с участием Александра Черепанова.

 

 

И везде, куда бы мы ни приехали, нам встречались верные поклонники нашей газеты.

— Раньше у меня отец «Звезду» выписывал, — говорит одна из них, Нина Матвеевна. — А теперь я традицию эту подхватила. Читаю, что называется, от корки до корки.
Все в один голос говорили, что ждут очередного номера.

Ну что ж, путешествие оказалось захватывающим, юг края — гостеприимным и удивительным. А в конце августа автомобилисты совершат путешествие на север Пермского края.

Текст: Инесса Суворова

Фото: Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: