Деятели культуры Прикамья делятся воспоминаниями об Эдуарде Успенском и опыте работы с ним — Звезда

«Сейчас без него, как без Пушкина»

2018 , 12:05

Страна прощается с Эдуардом Успенским. 14 августа скончался известный детский писатель, драматург и сценарист, автор повестей «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», соавтор телепрограмм «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка», радиопередач «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».

Режиссер, документалист и продюсер, создатель киноцентра «Премьер» Павел Печенкин высказал мнение, что Успенский был создателем и носителем того самого патриотизма, о котором так много сегодня говорят в обществе и средствах массовой информации.


— «Простоквашино», «Пластилиновая ворона» — это именно то, что является национальным достоянием. То, что всегда было с нами с молодых ногтей. Классно, что он ходил по нашей земле, и печально, что его нет с нами. Но такова жизнь, мы все когда-нибудь уйдем, но вряд ли кому-то удастся так же мощно и интересно работать для людей, детей, будущего, для нашей страны. Ни один праздник не обходился без его мультфильмов, его героев, его сценариев. Сейчас без него, как без Пушкина. Отечественная анимация и детская литература невозможны без него. Он оказал на них такое же влияние, как Пушкин — на литературу.

Пионер детской иронии

Творчество Эдуарда Успенского тесно связано с мультипликацией. Однако не только с ней: были опыты создания произведений по его пье­сам в кино и театре. В Пермском театре кукол дважды ставили спектакли по пьесе «Крокодил Гена и его друзья». Это было давно, в 70-х годах прошлого века, вспоминает художественный руководитель театра Дмитрий Вихрецкий:

— Эдуард Николаевич писал мало пьес. Больше было сценариев для мультфильмов, книг. И после выдающегося мульт­фильма ставить спектакли сложно. А влияние он оказал колоссальное, потому что придумал детскую иронию, чего до этого не было. И я бы даже сказал, детский сарказм. Иронии было достаточно у Маршака, у Барто, а высочайший градус самосознания задал Успенский. Он как никто другой мог найти нужные слова… И дети, для которых они были написаны, становились немного взрослее. Я был немного знаком с Эдуардом Николаевичем. Более десяти лет назад мы встретились в Санкт-Петербурге на фестивале «Арлекин», в котором я участвовал. Он видел мой спектакль — не кукольный, мы тогда решили немного похулиганить, и взрослые актеры от лица детей читали стихи. Он весь спектакль смеялся, а потом со свойственной ему интонацией сказал: «Очень смешно. Очень смешно, и я даже бы немного об этом подумал». Тот спектакль получил тогда приз детского жюри.

Особый мир Успенского

Говоря о пермских спектаклях по произведениям Эдуарда Успенского, в первую очередь надо вспомнить о ТЮЗе. Здесь чаще других обращались к его творчеству. И если кукольный театр по понятным причинам делал ставку на Чебурашку и крокодила Гену, то здесь она делалась на Дядю Федора. Одним из любимейших у зрителей спектаклей в ТЮЗе до сих пор называют постановку почти 20-летней давности «Любимая девочка дяди Федора» – об этом рассказала режиссер спектакля, актриса Пермского ТЮЗа, заслуженная артистка России Татьяна Жаркова.

— То поколение зрителей сейчас уже и институты закончило, но сказку эту помнят до сих пор. Котов там играли замечательные артисты. И Шарики там были замечательные. Естественно, была корова Мурка – на шикарных платформах, с сумочкой и в мини. Это была очень теплая и светлая сказка. Хотя было непросто. С одной стороны, хотелось ставить Успенского, а пьесы-то нет. Была книжка из небольших сюжетов, не пьеса. Успенский — уникальный писатель. Сказочников в истории мировой литературы вообще немного. За последнее время появилась только замечательная Джоан Роулинг с «Гарри Поттером». Классики становятся классиками, когда их персонажи начинают жить своей жизнью. Как Дон Кихот Сервантеса. Как все персонажи Успенского. Я абсолютно им покорена. Эдуард Николаевич был настолько мудрым… И он был плодовитым писателем, он давал детям продолжение своих сказок. Поэтому и появилась «Любимая девочка Дяди Федора». Мир Успенского — особый мир, чистый и светлый.


Мюзикл всё же будет

Все пермяки, кто работал с пьесами Эдуарда Успенского, отмечают, что он умел писать именно для детей. Он обладал особым языком детского писателя — внятным и образным. Каждый его герой имел так называемое зерно – особую суть, как, например, охотничья собака по кличке Шарик, которая не может охотиться. Свои особенности есть и у героев постановки ТЮЗа «Каникулы в Лукоморье» по мотивам повести «Вниз по волшебной реке», премьера которой состоялась в ноябре 2016 года. Один из ее авторов, драматург и театральный критик Илья Губин, рассказал, что Успенский рассчитывал создать мюзикл.

— Когда пьеса только писалась, мы много общались с Эдуардом Николаевичем. Мы изначально предложили написать пьесу ему самому, но он уже был тяжело болен, отказался. И тогда за работу взялся я. Я много созванивался с Эдуардом Николаевичем, в итоге он одобрил и пьесу, которая получилась, и то, что мы поменяли название на «Каникулы в Лукоморье». Несмотря на то что он был болен и активно боролся с болезнью, он продолжал быть жизнерадостным человеком, он до последнего надеялся, что победит свою болезнь, он строил новые планы, придумывал новых героев. И у нас с ним были планы, мы надеялись, что по этой же повести «Вниз по волшебной реке» вместе с композитором Лорой Квинт мы сделаем большой детский мюзикл.

Илья Губин добавил, что творческая команда, работавшая с Эдуардом Успенским, всё же надеется создать детский мюзикл по творчеству классика отечественной детской литературы — уже как дань памяти.

Текст: Анна Букатова, обозреватель «Эха Москвы в Перми»

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: