На мероприятия Дягилевского фестиваля было продано 14479 билетов | Культурная политика | Пермь — Звезда

Декада меломанов-паломников

2018 , 11:21

Пермь попрощалась с XII Международным Дягилевским фестивалем, мировыми знаменитостями Ромео Кастеллуччи и Аленом Плателем, симфониями Малера и поклонниками музыки из разных регионов и стран. Благодаря этому большому фестивалю, который проходил с 14 по 24 июня на десяти площадках краевого центра, Пермь опять чуть не стала «культурной столицей Европы». А элитарная московская пресса уже спела дюжину дифирамбов художественному руководителю Пермского театра оперы и балета Теодору Курентзису, который «сделал тяжёлый постиндустриальный город объектом паломничества для тысяч профессиональных музыкантов и меломанов из России и из-за рубежа».

Малер в заводских цехах

На последнем заседании краевого правительства, где подводились итоги очередного Дягилевского фестиваля, губернатор Максим Решетников не скрывал своего удовлетворения. Он отметил, что фестиваль ежегодно улучшает ключевые показатели: увеличилась география стран-участников и стран-зрителей. Было задействовано больше площадок, прошло больше мероприятий. Было продано 14,5 тысячи билетов, и это тоже больше, чем в прошлом году. И, по словам главы Пермского края, благодаря хорошей работе организаторов, отличной подготовленности хозяев из оперного театра в городе царила невероятная творческая атмосфера.

Рассказал руководитель региона и о том, что культурные фестивали могут и должны стать источниками роста привлекательности края, должны двигать экономику вперёд. Чем сразу напомнил экс-губернатора Олега Чиркунова, который на этой идеологии пытался выстроить стратегию развития Пермского края, но потерпел фиаско. Тем не менее Максим Решетников отметил, что потенциал здесь есть. В десяти крупных оте­лях, которые были партнёрами фестиваля и обеспечивали проживание гостей, прирост загрузки составил 19 процентов. В двадцати кафе и ресторанах, которые обслуживали гостей фестиваля, средний чек увеличился на 50 процентов. И это только проживание и питание, не считая экскурсионных туров, билетов в театры и прочих расходов, которые совершали гости.
Но важнейшим событием прошедшего фестиваля, по версии губернатора, стало превращение завода Шпагина из индустриального кластера в кластер культурный. Ведь там прошли, пожалуй, самые заметные события. На площадке цеха № 5 фестивальный оркестр — а это более 100 музыкантов из пермского оперного — под управлением дирижёра Теодора Курентзиса исполнил симфонию Малера.

При этом 798 зрителей остались в полном восторге. А на закрытии, которое было ознаменовано ночным концертом андеграундных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми, зрителей было ещё больше — 998. Поскольку первые блины вышли не комом, то в последующем эта площадка станет одним из форпостов музыкальной жизни Перми. Если, конечно, специфическое звучание музыки в заводских стенах слушателям не надоест.

Продавцы впечатлений

Итоги Дягилевского фестиваля в интерпретации краевого министра культуры Вячеслава Торчинского вообще были одним сплошным рапортом об успехах и достижениях. Как он сам оговорился в начале доклада, многое на этом фестивале было сделано впервые. К примеру, впервые проводилось социологическое исследование, которое любезно согласилась организовать Высшая школа экономики. И 68,8 процента опрошенных поставили фестивалю «отлично», 18 процентов — «хорошо», 2,8 процента — «удовлетворительно» и только 0,7 процентов — «плохо». Впервые были использованы новые площадки. И не только экспериментальные типа завода Шпагина, но и вполне классические — ДК Солдатова, «Орлёнок» и другие. Что позволило в десяти местах провести 36 мероприятий.

Увеличилось количество участников и волонтёров, гостей, зрителей, проданных билетов. Всего было больше и лучше. Также появились новые фишки. Это белый рояль, который встречал гостей фестиваля в аэропорту и который очень быстро попал в федеральные информационные сводки. Это пять инсталляций «Струны», которые стали заметным явлением в городе. Это фестивальный клуб, который посетили более семи тысяч гостей и где можно было в рамках проекта «Опера на экране» ознакомиться с видеоверсиями популярных спектаклей. Что, к слову, с каждым годом становится всё востребованнее, ведь купить билеты на премьерные спектакли Дягилевского фестиваля довольно проблематично.

Ложку мёда в бочку мёда добавила и руководитель Пермского филиала Высшей школы экономики Галина Володина, чей вуз занимался проведением социологического исследования. Она не стала углубляться в результаты соцопроса, но отметила, что Прикамье движется в соответствии с новым трендом экономического развития — концепцией «экономики впечатлений». Звучит это, конечно, современно и красиво, но скорее напоминает аванс. Ведь что бы ни говорила Галина Емельяновна, но до полноценной экономики Дягилевскому фестивалю пока далеко. Ибо экономический эффект — 12,9 миллиона рублей, которые зафиксировали гостиницы, рестораны и продавцы сувениров, — это пока не те деньги. Годовое содержание только одного худрука оперного театра Теодора Курентзиса обходится краевому бюджету дороже.

Фан-зоны остались футбольными

В общем, обсуждение итогов фестиваля свелось лишь к всеобщей похвальбе его организаторов и участников. Главные проблемы этого ежегодного театрального форума так и остались за кадром. Они не решаются двенадцатый сезон подряд. Ведь ещё перед началом этого фестиваля на таком же заседании правительства губернатор Максим Решетников ставил перед министерством культуры задачи. В частности, продумать, чем может быть интересен Дягилевский фестиваль жителям Прикамья, которые не фанаты Теодора Курентзиса и вообще не озаботились покупкой билетов на мероприятия фестиваля заранее. Ведь билеты были разобраны чуть ли не за полтора месяца до начала. И получается, что фестиваль делается за счёт ресурсов Пермского края, но для зарубежной и столичной богемы, для узкой прослойки ценителей и профессиональных музыкантов.

Министр тогда обещал, что для популяризации фестиваля и музыки будут использованы спортивные фан-зоны, организованные для проведения чемпионата мира по футболу. То есть когда не будет спортивных матчей, там будут проводиться просмотры премьерных спектаклей, чтобы пермяки, которые не смогли купить билеты или пожалели на них денег, всё-таки приобщились к искусству. Однако больше про этот красивый проект так никто и не услышал, в отчёте про Дягилевский фестиваль он не прозвучал. Видимо, Вячеслав Торчинский не рискнул его реализовывать, опасаясь гнева футбольных болельщиков, которые уже месяц громко возмущаются по поводу ликвидации клуба «Амкар» и считают, что власти слишком мало внимания уделяют спорту и слишком много — культуре.

Текст:  Евгений Плотников
Фото:  diaghilevfest.ru



Новости Mediametrics: