По мнению главного дирижера Пермского губернского оркестра, Россия испытывает настоящий голод в музыкантах-духовиках — Звезда

Военной музыки оркестр

2018 , 10:37

Пермский губернский оркестр — это всегда ощущение праздника. Стоит только услышать, как бодро сотрясают воздух звуками марша разноголосые тромбоны и трубы, барабаны и литавры, и ноги сами несут тебя туда, где всё это волшебство поет, торжественно шествует и сверкает на солнце. А еще военный оркестр — это бравые музыканты в ладно скроенных мундирах, до деталей продуманные и до совершенства отшлифованные приемы и ритуалы. И всем этим великолепием управляет известный в Перми маэстро — главный дирижер и художественный руководитель оркестра, заслуженный работник культуры России, полковник Евгений Тверетинов.

Кризис жанра
«В городском саду играет духовой оркестр…» — еще лет тридцать назад эти слова стопроцентно отражали действительность. Ни одного праздника или воскресного гулянья в Перми невозможно было представить без маршей или вальсов в исполнении духового оркестра, не говоря уже о парадах и демонстрациях. В Прикамье были славные традиции фестивалей духовой музыки. Обычно в конце мая на Октябрьской площади ежегодно проходили красочные парады оркестров, которые собирали такое огромное количество восторженной публики, которое, пожалуй, в настоящее время не собирает ни одно культурно-массовое мероприятие.

Евгений Тверетинов | В те времена у нас было больше шестидесяти духовых оркестров — детские, заводские, сельские, — а сейчас, увы, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать их количество. А ведь такой самодеятельный оркестр был первым звеном, с которым сталкивался молодой музыкант, делая первые шаги в большое профессиональное искусство. И без него поток попросту иссяк…

Проблема в том, что ни в городе, ни в крае нет ответственных должностных лиц, которые могли бы официально взять данный вопрос под контроль, определить план развития этого направления в искусстве, создать долгосрочную программу по формированию культурного пространства. Считаю, что при решении этой задачи был бы уместен даже такой незамысловатый подход — скажем, на определенное количество жителей должно быть фиксированное число духовых оркестров. Точно так, как обстоит дело, к примеру, с больницами, школами или пожарными частями. А иначе мы потеряем один из самых доступных и любимых народом жанров — в стране уже и так настоящий голод в профессиональных музыкантах-духовиках.

«Звезда» | То есть эта проблема актуальна для всей России в целом?

Евгений Тверетинов | Да, это так. Недаром в 2016 году по решению нашего правительства было создано Всероссийское духовое общество, которое курирует вице-премьер Ольга Голодец. Организация призвана принять меры по возрождению и развитию духовой музыки, повышению профессиональной квалификации руководителей духовых оркестров, развитию фестивально-конкурсного духового движения и, главное, привнести духовую культуру во все российские регионы и учебные заведения. Инициатива, безусловно, необходимая и долгожданная. Иное дело, что прошло полтора года, однако существенных сдвигов в решении всех вышеперечисленных задач я, к сожалению, не наблюдаю. Не то чтобы совсем уж «воз и ныне там», но, повторюсь, четкой концепции развития жанра, понимания, кто и за что конкретно отвечает, пока, увы, не сложилось.

Прививка от бездуховности
Стоит отметить, что музыканты Пермского губернского оркестра, в отличие от чиновников, сложа руки не сидят. При всей своей концертной и фестивальной загруженности они всё-таки находят время, чтобы личным примером и участием донести духовую музыку до самого взыскательного, но при этом благодарного слушателя — юного зрителя. Оркестранты идут в музыкальные и общеобразовательные школы Прикамья, проводят совместные концерты. Представляете, каково начинающему музыканту на одной сцене выступить с выдающимися профессиональными оркестрантами под управлением маэстро Евгения Тверетинова! Именно так зарождается настоящая любовь к духовой музыке, прививается духовность. Будьте уверены, что под впечатлением от общения с Пермским губернским оркестром такой музыкант уже не свернет с выбранного пути и, главное, поведет за собой других…

Евгений Тверетинов | Без этой составляющей наш оркестр выглядел бы лишь яркой наклейкой на гербе Перми. Согласитесь, есть прописанные обязанности, а есть, так сказать, идущие от души, долга, совести. Вообще само словосочетание «духовая музыка» ко многому обязывает. Поднимать дух, духовность — это не просто игра слов, но и наполненная глубоким внутренним содержанием суть, определяющая всё наше направление в искусстве. И мы должны этому соответствовать.

В своей просветительской работе мы начинаем буквально с азов. Да-да, уже приходится объяснять людям, что такое духовой оркестр. У нас уже выросло два, а то и три поколения детей, которые ни разу не слушали духовую музыку, не представляют, как именно звучит тот или иной музыкальный инструмент, что музыканты в военной форме делают на сцене.

«Звезда» | Евгений Александрович, даже духовное должно подпитываться материальным…

Евгений Тверетинов | Вы удивитесь, но у нас нет достаточной материально-технической базы. На сегодняшний день в штате оркестра состоят 50 музыкантов, которые вынуждены ютиться на 100 квадратных метрах рабочей площади.

«Звезда» | Ого, так это площадь квартиры какого-нибудь менеджера средней руки! Получается, что у заурядного клерка больше простора для творчества, чем у пятидесяти талантливых оркестрантов?

Евгений Тверетинов | Мы даже инструменты не можем хранить в одном месте — теснота жуткая! А для того чтобы проводить полноценную просветительскую работу среди молодежи, мы должны быть эталоном успешности и обеспеченности. Я бы даже сказал — профессиональным ориентиром! Родители, которые приводят своих детей в духовые оркестры, должны видеть, что у нашего жанра есть будущее, музыканты думают о творчестве, а не о том, как добыть хлеб насущный.

Добавили драматургии
Помимо обязательного музыкального дарования приветствуется наличие у оркест­ранта человеческих качеств: порядочности, обязательности, доброжелательности. Кроме того, в оркестре Тверетинова — сухой закон! Пьющих суровая сила коллектива безжалостно отторгает.

«Звезда» | Евгений Александрович, а если, положим, пьющий, но необыкновенно талантлив и безумно влюблен в музыку?

Евгений Тверетинов | Не спорю, в мире искусства бывают и такие сочетания, но, повторюсь, только не в нашем оркестре. Любитель алкоголя, каким бы он ни был гением, рано или поздно однажды всё равно подведет своих товарищей: или репетицию проспит, или концерт сорвет.

«Звезда» | Кроме исполнительского мастерства ваш оркестр отличается строевой выправкой и образцовым ношением военной формы. Кто у вас занимается отработкой элементов дефиле, обновляет военный гардероб?

Евгений Тверетинов | С оркестром уже 20 лет работает замечательный хореограф Яна Гуничева. Именно благодаря ее стараниям и таланту наши музыканты выглядят такими бравыми и артистичными. Она тонко чувствует оркестранта, знает, на что способен тот или иной музыкант. Помощь Гуничевой неоценима особенно в последнее время, когда мы едва ли не первыми в России успешно осваиваем новый для военных духовых оркестров жанр — музыкальные спектакли. Во время постановок мы делаем акцент не на военизации, а на художественном выражении.

«Звезда» | Евгений Александрович, любопытно, а что заставило вас искать новизну — оркестр и так вроде пользуется хорошей популярностью?

Евгений Тверетинов | Представьте себе концертный зал в Кёльне — на 17 тысяч зрителей…

«Звезда» | С трудом представляю — это три УДС «Молот» в одном?!

Евгений Тверетинов | Именно так! Такие залы заставляют испытывать небывалый трепет и робость, но именно перед такой публикой по-настоящему понимаешь, чего ты стоишь и что ты можешь… Так вот, вряд ли все эти семнадцать тысяч человек единодушны в своих музыкальных пристрастиях. Одним нравится строгая классика, другие пришли посмотреть на военизированное дефиле, третьи вообще любят джаз или легкие жанры. А есть в зале и такие, которые пришли просто повеселиться за свои деньги.

«Звезда» | Всем ведь сразу не угодишь!

Евгений Тверетинов | А вот и не правы — можно угодить! Для этого у нас есть специальные постановки, где собраны все музыкальные жанры или хотя бы их элементы. Вот, к примеру, на мой взгляд, самая удачная наша программа — «Магия Чайковского». Казалось бы, какие тут могут быть варианты? Степенная классика, и всё. Однако тут и волшебное очарование симфонической музыки, и военные артистические приемы, и — не удивляйтесь — Чайковский в джазовом исполнении. И шутке нашлось место, когда музыканты в военной форме танцуют партию из «Лебединого озера»! Зал был просто в восторге — ведь шутка, сыгранная профессионально и без пошлости, принимается на ура. Вот она, сила духовой музыки в действии!

Текст:  Максим Шардаков
Фото:  Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: