Пермяки вновь смогут побывать на всероссийском конкурсе балета «Арабеск»

2018 , 08:16

С 11 по 22 апреля на сцене Театра оперы и балета состоится XV Открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Его откроют 11 апреля в 19.00 торжественным концертом участников.

Во втором отделении пройдет творческая мастерская Владимира Васильева по произведениям Льва Николаевича Толстого, посвященная 190-летию писателя.

Участники представят номера, основанные не только на классическом балете, но и современную хореографию, продемонстрируют результаты смелых экспериментов. Зрители смогут стать свидетелями ежедневных туров, а также побывать на церемонии открытия и завершения конкурса. На все мероприятия уже открыта продажа билетов.

В этом году конкурс будет посвящён 200-летнему юбилею со дня рождения Мариуса Петипа. Конкурс во второй раз в своей истории пройдет по двум возрастным группам. Его участниками станут девушки и юноши 13–17 лет включительно и женщины и мужчины 18–25 лет. В рамках второго тура уже традиционно пройдет конкурс современной хореографии, в котором примут участие постановщики танцев и исполнители. Первый этап будет проходить с 12 по 14 апреля, второй — с 15 по 17 апреля. 19 апреля состоится конкурс современной хореографии, а 20 апреля — третий тур. 21 апреля пройдут торжественная церемония закрытия конкурса и гала-концерт лауреатов.
22 апреля в 18.00 лауреаты и дипломанты «Арабеска» выступят на большом гала-концерте.

События конкурса «Арабеск» будут транслироваться онлайн на сайте Пермского театра оперы и балета. С подробной программой можно ознакомиться на сайте конкурса «Арабеск».

Словарик эрудита

Что такое арабеск и кто такой Петипа?
Aрабеск (фр. Arabesque – «арабский»; транскрипция: aa-rah-besk) – одна из основных поз классического танца. Как и практически все основные балетные термины, это слово пришло в русский язык из французского. Поза активно используется в хореографической практике как классического, так и современного балета. Подразделяется на первый, второй, третий и четвёртый. В некоторых школах определяется также пятый арабеск.
Выполнение в чистом виде: опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30, 45, 90 или 120 градусов вверх с вытянутым коленом. Проходящим движением или связующим с другой позой может быть plie (приседание) на опорной ноге, а также в прыжке (фр. saut) и с вращением. Позу можно бесконечно варьировать.
Итальянец Энрико Чеккетти, долгое время работавший в Санкт-Петербурге, определял пять видов арабесков. Русский педагог Агриппина Ваганова определила четыре основные вида этой позы, которых до сих пор придерживается русская балетная школа.

Мариус Иванович Петипа (1818–1910 годы) – французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Мариус Петипа родился в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа – певицей и актрисой.
Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене, участвовал в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания». Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.
В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России: сначала как солист балета и педагог, с 1862 года – как балетмейстер. С 1869-го по 1903-й занимал должность главного балетмейстера. Мариус Петипа скончался в Гурзуфе в 1910 году.

Текст: «Звезда»
Фото: Пермский театр оперы и балета




ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ