Художественная галерея открыла выставку «Слово о Горьком»
В марте Пермская художественная галерея открыла выставку «Слово о Горьком». Информационным поводом для ее создания послужило 150-летие со дня рождения самого издаваемого в СССР советского писателя.
Не чуждый Прикамью
Личность А. М. Горького многогранна и противоречива, как и сама эпоха, которой он принадлежал. Именно поэтому выставку Пермской галереи нельзя воспринимать как рассказ об отдельном выдающемся человеке. Объединенные общей темой экспонаты демонстрируют культурное многообразие России рубежа 19-20 веков, величие и трагедию русской революции, энтузиазм и отчаяние первых советских десятилетий.
Максим Горький несколько раз путешествовал на теплоходе по камским речным просторам, но в Перми он останавливался всего раз в подростковом возрасте.
Пермский краевед И.Г. Остроумов подтверждает этот факт письмом Горького:
«В Перми бывал, когда служил на пароходе «Добрый» Курбатова и «Пермь» Любимовых. В ту пору мне было 12 — 13 лет. Прожил в Перми около недели в 94-м году, ле-том. Приехал с целью пробраться на Урал — в Екатеринбург и дальше. Это не удалось. Потерял — или украли — деньги. А главное — вывихнул ногу в щиколодке, когда был в Мотовилихе на заводе. Вот и все. М. Горький».
Однако по архивным свидетельствам, к нашей прикамской земле известный писатель в прямом смысле прирос корнями — здесь родились его дед и отец.
Покажут впервые
Выставка сложилась из разных коллекций: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, плаката, которые были собраны в 1920-1970-е годы. Среди работ есть немало редких.
Как пояснила куратор выставки Тамара Шматенок, «Слово о Горьком» является отражением историко-культурного контекста первой половины 20 века.
— Горький, будучи ключевой и противоречивой фигурой Серебряного века и советской литературы, имел сопричастность с великими людьми и поворотными для страны событиями. В его судьбе участвовал Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко. По свидетельствам современников, в начале 20 столетия слава Горького затмевала славу Толстого, — напомнила Тамара Дмитриевна.
Началом комплектования «горьковской» темы послужило приобретение галереей иллюстраций к ранним рассказам писателя, созданных нашим земляком, уроженцем Кунгура И. В. Симаковым. Художник, переехавший в Петроград, стал одним из первых создавать рисунки к произведениям Горького. Ценная коллекция появилась в Перми в 1928 году благодаря ходатайствам тогдашнего директора галереи Н. Н. Серебренникова. Наследие художника-иллюстратора будет показано впервые.
Также в первый раз главная хранительница искусства Прикамья представила из своих запасников рельеф А.М. Горького, созданный Н.И. Нисс-Гольдман. Эта единственная в своем роде скульптура явилась государственным заказом для советского павильона Международной выставки в Париже. Сразу после завершения вернисажа в 1937 году работа поступила в Пермскую галерею.
Куратор выставки Тамара Шматенок считает, что рельефный портрет писателя, которым любовалась во Франции вся мировая элита, попал в Пермь не случайно.
—В 1929 году Пермский областной музей, в состав которого входила галерея, первый в Советском Союзе создал отдел современного советского искусства. Н. Н. Серебренников направлял огромное количество писем в Министерство культуры с просьбой помочь формированию отдела. Скорее всего, по причине активной и настойчивой деятельности Николая Николаевича в то время наша галерея стояла в первых рядах на получение уникальных экспонатов.
Ранее пермякам не демонстрировались в таком объеме и составе шаржи художников Кукрыниксов на А. М. Горького, В. И. Немировича-Данченко, С. Я. Маршака, которые родились во время заседания первого съезда советских писателей.
Как сказала пресс-секретарь галереи Ольга Шур, увидеть представленные работы — большая удача.
— В фондах галереи насчитывается почти 53 000 единиц хранения, и только 2-3 % мы можем показать в основной экспозиции. Многие экспонаты, к сожалению, для посетителей остаются недоступными.
Разный Горький
Посетители выставки могут сравнить прижизненные портреты «отца социалистического реализма» 1930-х годов. Созданная руками разных мастеров иконография писателя раскрывает образ того времени и личности самого А.М. Горького. Среди работ есть черно-белая гравюра В.В. Матэ, списанная с первого репинского портрета Горького (гравюра позволяла тиражировать образ писателя в разных издательствах).
Любители графического искусства смогут оценить черно-белые ксилографии московского графика-шестидесятника В. А. Носкова к ранним романтическим произведениям «певца революции».
Солнечный живописный пейзаж художника В. Н. Яковлева «Сорренто», акварели Ф. С. Богородского рассказывают о долгих годах эмиграции писателя.
Отдельная экспозиция посвящена постановкам пьес А.М. Горького в театрах Перми и Пермского края. Эксклюзивные фотографии, афиши, приглашения, дипломы лауреатов Государственной премии предоставил Пермский государственный институт культуры.
Краевая библиотека им. А. М. Горького поделилась редкими изданиями сборников, журналов и книг А.М. Горького. Так, выставочный стенд знакомит с журналом «СССР на стройке», в котором рассказывается о строительстве химических комбинатов в Березниках и Соликамске.
Горький был ключевой фигурой издательского рынка начала 20 века. С 1902 по 1921 год он возглавлял три крупных издательства — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». Он оказался отличным менеджером, сделав рентабельным многие проекты. Под его руководством «Знание» выпустило около 40 коллективных сборников. Писатель произвёл переворот и в гонорарной политике, выплачивая своим авторам самое высокое вознаграждение.
Выставка «Слово о Горьком» (12+) ждет посетителей до 1 апреля.
Текст: Мария Дурбале
Фото: Владимир Бикмаев
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Вчера
Вчера
Вчера
Вчера