Сегодня музей PERMM празднует десятилетие — Звезда

Сегодня музей PERMM празднует десятилетие

8 февраля 2018 , 16:33

В музее современного искусства открылась первая в этом году выставка. «Открытая коллекция» (0+) посвящена десятилетию музея и представляет один из вариантов будущей постоянной экспозиции.

На языке музейщиков выставка называется «стационарной», такие есть в каждом уважающем себя музее. В экспозицию «Открытой коллекции» вошли лучшие работы из фондов PERMM. Версию будущих залов представила арт-директор музея Наиля Аллахвердиева. Выставка заняла три этажа и представляет объекты, инсталляции и живопись.

В экспозиции музея — шедевры нашумевшей десять лет назад выставки «Русское бедное» и работы известных художников Александра Бродского, Андрея Люблинского, Валерия Кошлякова, Анатолия Осмоловского, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной.

— 25 сентября 2008 года на Речном вокзале галерист Марат Гельман и сенатор Сергей Гордеев открыли выставку «Русское бедное». Именно с этой даты началась история музея, — вспоминает Наиля Аллахвердиева. — На выставке «Русское бедное» тогда представили целое направление. Его художники показали концептуальные произведения из «бедных» материалов: старых досок, картона, глины, жести, шин и дешевой ткани.

Это направление ко времени появления выставки в Перми уже имело название: «арте повера» — «бедное искусство». Термин был введён еще в 1967 году искусствоведом Джермано Челантом. Художники «арте повера» визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, пытаясь освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства.

Выставка была воодушевлённо встречена ценителями и молодежью, но почти в штыки — консервативными пермскими зрителями. А их оказалось большинство. «Нужно ли нам это современное искусство?» — возмущались жители промышленного города в соцсетях. Проект стал своеобразным яблоком раздора в пермском обществе. Одни ратовали за новый эксперимент, другие цеплялись за старое. Тем не менее выставка «Русское бедное» будоражила любопытство, и время ее работы продляли и продляли. И сегодня, придя на выставку «Открытая коллекция», можно увидеть те самые, ставшие уже ностальгическими, произведения.

Прошло десять лет. Из Перми уже ушел Гельман, ушли фестивали на эспланаде и красные человечки. Консерваторы сначала торжествовали, а потом заскучали без движухи. Но не ушел музей. И те, кто был против нового, пошли в музей. Кстати, PERMM – первый и пока единственный государственный музей современного искусства вне Москвы.

Каждый месяц на протяжении этих десяти лет музей выдаёт интереснейшие проекты: выставки, флешмобы, мастер-классы. Сегодня представитель любого возраста найдет здесь пространство для себя. Каждый день работает «Чердак» (0+) для малышей, который воспитывает не только художественные навыки, но и зрителя. Недавно заработал проект «Коворкинг чувств» (55+) — занятия для пожилых, посвященные чувствам. Они помогают сохранить остроту ощущений и расширить сенсорный потенциал. Принять себя такими, какие они есть и какими стали. Воспитать своего зрителя — важно для музея. Поэтому на новой выставке её авторы вновь поставили образовательную цель и создали программу для людей разного возраста.

— У PERMM выдающаяся коллекция, и чаще, чем жители Перми, ее видят соседние регионы и города края, куда мы возим наши выставки. Кроме того, в музее издана гениальная «Книга, которую ты назовешь сам», предполагающая изучение и исследование коллекции для детской и подростковой аудитории. Здорово, когда то, что ты изучаешь в книжке, можно увидеть живьем, — резюмирует Наиля Аллахвердиева.

Текст: Ольга Якунчева
Фото: Замир Усманов



Новости Mediametrics: