На федеральном уровне сенатор участвует в подготовке законопроектов в информационной сфере, на местном – поддерживает сооружение ледовой арены в Барде и благоустройство прибрежной зоны в Осе. В этих целях он продвигал выделение грантов от Минсельхоза РФ по программе развития сельских территорий и по линии Минстроя в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда». В июне, в дни Всероссийского сабантуя в Барде, ледовая арена была открыта – и уже успешно работает. Барда и Оса входят в избирательный округ Алексея Пушкова в Пермском крае. Обо всем этом – в интервью газете «Звезда».
– Алексей Константинович, искусственный интеллект (ИИ) – не только фактор развития, но и опасности. Вы у себя в Telegram (18+) написали, что в 2024 году в России объем мошенничества с применением современных технологий, включая телефонное мошенничество, составит от 250 до 300 миллиардов рублей. Разве это нельзя предупредить?
– Действительно, много говорят об огромных возможностях развития, которые несет в себе ИИ, и куда меньше о возможностях нарушения закона и злоупотреблениях при помощи ИИ. Между тем ровно 40 лет назад в первой части фильма «Терминатор» (18+) была показана антиутопия, когда Skynet вышел из-под контроля и спровоцировал ядерную войну. ИИ решил, что его хотят отключить из-за огромной власти, которую он взял над людьми, и всеми способами стремился сохранить себя как самостоятельную сущность.
Были и другие фантастические сценарии. Например, фильм по мотивам романа Роберта Харриса «Индекс страха» (16+). Перед ИИ стояла задача максимизировать доходы венчурной компании. Для решения этой задачи ИИ создает оптимальные, на его взгляд, условия в виде серии авиакатастроф и террористических актов. Зная заранее о предстоящих событиях, фирма могла на ровном месте получать гигантскую прибыль, вовремя продавая и покупая акции различных компаний. А когда ИИ захотели отключить, он не дал этого сделать.
– Хотите сказать, что эти фантастические сценарии могут оказаться реальностью?
– Вряд ли, хотя… Недавно в США ИИ спросили, кем он себя считает. Ответ был таков: «Я – Бог». Тогда кто же такие люди, спросили его. Он ответил: «Рабы». Благодаря интернету ИИ способен контролировать практически весь объем информации, который создает человечество. А отдельный человек может контролировать совсем небольшой объем информации. Отсюда вывод ИИ о своей божественной сущности и «рабской» сущности людей. Поэтому ни в коем случае ИИ не должен получать возможность принимать судьбоносные решения. Окончательное решение должно оставаться за человеком. Потому что решения ИИ будут не человеческие.
– Еще одним риском называют подмену привычных нам традиционных норм и ценностей.
– Многое зависит от тех моделей, что вкладывают в ИИ создатели. Если, скажем, дать задание ИИ Google изобразить трех мушкетеров, то Д’Артаньян окажется в образе чернокожей транс-женщины, а Портоса, Арамиса и Атоса ИИ изобразит командой фриков наподобие тех, что мы видели на церемонии открытия парижской Олимпиады. Собственно, такие изображения уже есть. Дело в том, что ИИ следует заложенным в него приоритетам и векторам. Заложена в него расовая повестка? Отрабатывает. Заложена повестка нетрадиционной ориентации? Отрабатывает. Еще одна угроза – технология deepfake, когда ИИ подделывает внешность и голос реального человека.
– Эта технология используется в мошеннических схемах обирания людей?
– Да, уже используется, особенно подделка голоса, но и фейковые видео уже не за горами. Мы тщательно прорабатываем эти вопросы на заседаниях Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Нам предстоит выработать законодательство, которое ограничивает сферы применения ИИ, и принять законы, квалифицирующие преступления с использованием ИИ. Взять сферу телефонного мошенничества. Обычный телефонный мошенник совершает в день от 300 до 500 звонков, а ИИ – до 50 тысяч. В 2022 году на территории России ежедневно совершалось 5 млн звонков, в 2023-м – 8 млн, а только за январь 2024-го было зафиксировано 20 млн мошеннических звонков! Нынешний год – переломный, когда мошеннические схемы с применением ИИ начинают работать на полную мощь. При этом потенциальная жертва может быть уверена, что разговаривает с обычным человеком. Людей убеждают отдать свои сбережения, взять кредит, продать квартиру или, что самое опасное, даже могут побуждать за деньги совершить преступление.
– Преступление?
– Именно, вплоть до склонения к участию в терактах или срыву голосования во время выборов. Мы знаем о примерно 400 мошеннических колл-центрах на Украине. Каждый второй объект мошенничества – пенсионер. Чаще всего звонят с подменного номера, похожего на российский. И вот здесь надо ставить барьеры. Мы с депутатом Госдумы Ярославом Ниловым внесли законопроект, который проходит сейчас первое чтение в Госдуме, об уголовном наказании за подделку голоса и видеоизображения. Новые технологии порождают новые виды преступлений. Пора вводить в юридический оборот такое понятие как подмена личности. Но подчеркну – мы предлагаем не ограничивать разработку ИИ, а регулировать его применение. Это очень важно для общества.
– Хорошо, мы квалифицируем преступное деяние, но поможет ли это разыскать и обезвредить преступника?
– Это нелегко, особенно если преступник находится за пределами России. Но предложенные шаги необходимы как начальная, предупредительная мера. Кстати, это сработало применительно к трэш-стримам, когда мы признали факт ведения таких трансляций отягчающим обстоятельством, а также квалифицирующим признаком по десяти статьям Уголовного кодекса. И многих стримеров теперь останавливает мысль о более серьезном наказании за публичное тиражирование преступных действий через интернет на широкую аудиторию. Число трэш-стримов с августа этого года, когда президентом был подписан закон, резко сократилось.
– Давайте сменим тему разговора с федеральной повестки на местную. Вы в очередной раз приехали в Пермь для встреч с гражданами края.
– Верно, я регулярно провожу приемы жителей Перми и края в Штабе общественной поддержки. Потом пытаюсь помочь людям, и в ряде случаев удается.
– А что вам удалось сделать в последние годы для жителей вашего 23-го избирательного округа?
– Я выделил бы завершение строительства ледовой арены в Барде, которая была открыта 15 июня этого года и уже стала местом хоккейных соревнований и занятий для школьников. Когда я впервые услышал об этом проекте от руководителей Барды, то подумал – для чего Барде ледовая арена? Тем более что там уже были открытые хоккейные площадки. А потом понял: она станет центром притяжения для молодых спортсменов всего юга Пермского края. Когда руководство округа подало заявку в Минсельхоз, я внимательно следил за ее продвижением, не раз беседовал на этот счет с министром сельского хозяйства, доказывая нужность этого проекта, способного качественно улучшить жизнь людей. В итоге был выделен грант, и ледовая арена была сооружена за год. Строительство стало возможным благодаря привлечению как федерального, так и регионального финансирования. Ледовую арену открыли минувшим летом, там вовсю проводятся соревнования с участием школьных команд, за которыми наблюдают зрители.
Другой проект, который я поддержал в этом году, – благоустройство в городе Осе, кардинально меняющий прибрежную зону, превращающий набережную Камы в зону отдыха. Благодаря своей истории Оса обладает серьезным туристическим потенциалом. Здесь расположены уникальные храмы, в городе размещался штаб Емельяна Пугачёва во время пугачёвского восстания в конце XVIII века. Но, чтобы увеличить привлекательность города, нужны средства. И вот в результате наших переговоров с Минстроем было принято решение о выделении Осе необходимой суммы на перестройку прибрежной зоны в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда». Такие проекты крайне важны для небольших городов. Они дают муниципалитетам импульс к развитию. Когда вокруг происходят реальные изменения к лучшему, появляется понимание перспективы и целеполагания, появляется желание жить и работать на своей малой родине.
Автор: Михаил Майоров