За сбитую температуру права не отберут

В середине мая в СМИ и соцсетях бурно обсуждали список лекарств, после приема которых якобы запрещается садиться за руль. Недоумение вызвал тот факт, что помимо препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества, в списке оказалось множество популярных лекарств: жаропонижающие, обезболивающие, антигистаминные.

Настоящая паника поднялась после сообщений, что за употребление этих лекарств будут лишать прав и даже отбирать автомобили. Разбираемся, откуда взялись слухи и что означает опубликованный список. Сразу успокоим: сообщения о страшных карах за принятый аспирин – неправда.

По социальным сетям быстро разошелся список лекарств, якобы запрещенных к употреблению тем, кто садится за руль. Список внушительный, в нем почти 300 наименований препаратов. Перечень разбит на три части.

Первый, самый большой блок (171 позиция) – это препараты, отпускаемые без рецепта и содержащие седативные, психотропные вещества, наркотические анальгетики, а также этиловый спирт. Указано, что при их приеме «запрещается управление транспортными средствами».

Во втором блоке (39 наименований) – препараты, ухудшающие внимание человека и оказывающие негативное влияние на управление транспортным средством. Здесь также отмечается, что при их приеме управление запрещается.

Наконец, третий блок (71 наименование) – лекарства, также ухудшающие внимание человека. Но при их приеме, указано в пояснении, «управление транспортным средством требует особой осторожности».

Как выяснилось позже, перечень был ответом на запрос депутата Госдумы РФ, председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова. Сам депутат на своей странице разместил репост публикации некоего «автоюриста» Александра Шумского, сохранив его комментарий к списку: «Минздрав составил список лекарств без рецепта, после которых нельзя за руль. В противном случае водителю грозит лишение прав от полутора до двух лет и штраф 30 тысяч рублей. При повторном управлении ТС и употреблении лекарства – конфискация авто».

Такое заявление наилучшим образом характеризует уровень квалификации указанного «юриста», а также представление о мере ответственности за свои слова иных наших парламентариев. Потому что информация, распространенная целым председателем думского комитета, воспринимается как официальная. Неудивительно, что его сообщение о том, что за выпитый перед управлением автомобилем «Антигриппин», «Колдрекс», «Нурофен» или «Кетанов» будут лишать прав, а потом и отбирать автомобиль, само по себе заставило многих российских водителей принимать другие лекарства – валидол и валерьянку.

Испугаться водителям и впрямь было от чего. Ведь в длинном перечне есть лекарства, которые наверняка лежат в аптечке едва ли не каждого водителя. В самом деле, что ему делать, если вдруг в дальней поездке разболелась голова или зуб? Или он почувствовал, что поднимается температура, и чтобы спокойно доехать до места назначения, неплохо было бы принять жаропонижающее? Теперь что же – за это лишат прав, а в перспективе и автомобиля?

Успокаивать их пришлось коллегам Ярослава Нилова из Госудумы, а Минздраву – выступать с официальными заявлениями по поводу распространенного перечня, подчеркивая, что он носит «рекомендательный характер».

До закона далеко

Федеральный Минздрав оперативно отреагировал на поднявшийся скандал и выступил с разъяснениями по поводу злополучного списка «запрещенки».

– Представленный список лекарственных препаратов не является проектом нормативного акта, а также не устанавливает какого-либо запрета или санкции за его нарушение. Действующее законодательство не содержит положений, которыми устанавливается определение соответствующего перечня, – пояснили в министерстве.

Также в федеральном ведомстве добавили, что некоторые из упомянутых препаратов действительно снижают скорость реакции, вызывают сонливость, поэтому садиться за руль после их приема не рекомендуется. Но все эти указания и так содержатся в инструкциях к таким лекарствам.

Что же касается штрафов, лишения прав и тем более автомобиля – для этого, как известно, необходима соответствующая законодательная база. Однако сегодня ее нет, хотя попытки принять такие нормативные акты в последние годы предпринимаются. Так, начиная с 2020 года депутаты Госдумы предлагали наносить на лекарственные препараты, которые могут повлиять на реакцию и внимательность водителей специальную маркировку «Движение запрещено». В 2022 году идею депутатов поддержали в МВД.

В том же году Конституционный суд признал неконституционным положение КоАП РФ, по которому водителей могли привлекать к ответственности в состоянии «лекарственного» опьянения без определения его критериев. МВД, в свою очередь, опубликовало проект поправок, согласно которым можно было бы штрафовать или лишать прав водителей за употребление лекарственных средств, не относящихся при этом к этиловому спирту, наркотикам или психотропным веществам.

В июне 2023 года законопроект о наказании за прием водителями определенных препаратов, не являющихся наркотическими, но ухудшающих внимательность и реакцию, был внесен в Госдуму. Пояснялось, что перечень не совместимых с вождением лекарственных средств будет позднее утвержден правительством. Судя по словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева, в Госдуме по-прежнему ожидают от Минздрава и МВД четкий перечень веществ, которые могут симулировать эффект опьянения. Вероятно, депутатский запрос его коллеги Ярослава Нилова в Минздрав связан как раз с попыткой сформировать такой перечень.

Помимо всей этой межведомственной переписки есть и еще одно важное обстоятельство, препятствующее скорому принятию закона о наказании за прием «запрещенных» лекарств. В комментариях «РИА Новости» (18+) Бадма Башанкаев указал, что в таких случаях механизм освидетельствования водителя должен быть прозрачным. Сегодня рассчитывать допустимый уровень веществ, которые ухудшают внимание и реакцию, мягко говоря, затруднительно.

– Скажем, водитель в минимальной дозе принимает лекарство, которое содержит вещество из проблемного списка. И в этой дозе оно опьяняющий эффект не вызывает. Однако тест показывает, что вещество есть. Что дальше? Есть у нас точные приборы, которые способны определять нужные уровни показателей избирательно? И в состоянии ли мы оснастить ими все лаборатории, которые занимаются этими вопросами? – рассуждает депутат.

Пока исчерпывающих ответов на эти вопросы не будет – не будет и закона. Во всяком случае, хочется на это надеяться.

Автор: Владислав Поспелов