Ярче звезд. В январе родились великие артисты балета, прославившие Пермь

Первый месяц зимы оказался богатым на юбилейные даты. Именно в январе появились на свет артисты Пермского театра оперы и балета, которых до сих помнят в Перми.

Как только 145 лет назад в столице Пермской губернии возвели каменное здание театра, большинство пермяков стали заядлыми опероманами. Конечно, приезжали на гастроли разные артисты, но своей балетной труппы не было, и ставили здесь оперы. А в 1926 году в Перми состоялся первый спектакль, поставленный силами местной танцевальной студии – давали тогда «Жизель».

Городской театр в то время не был известен широко и считался одним из провинциальных учреждений культуры. Ситуация изменилась во время войны. В Пермь был эвакуирован театр имени Кирова – прославленная Мариинка. Одной из ведущих балерин в нем была Галина Уланова, неоднократный лауреат всевозможных премий, дважды Герой Социалистического Труда. В январе этого года исполнилось 115 лет со дня ее рождения.

Во время эвакуации Уланова выступала на сцене пермского театра, в частности, была задействована в таких спектаклях, как «Гаянэ», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Пламя Парижа» и других.

Уже тогда очень знаменитая артистка публиковалась в газетах. Например, в апреле 1942 года в «Звезде» вышла статья за ее подписью с заголовком «Патриотический долг». В ней звездная балерина писала: «Этот сезон театр имени Кирова, волею правительства, начал в городе Молотове. Мы живем и работаем в городе, напоенном дыханием героического, вдохновенного труда, труда для фронта, во имя торжества человеческой свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество. Создать высокохудожественные сценические произведения – наш патриотический долг. Мы все стремимся выполнить его как можно лучше».

Как выяснили историки, семья Улановых, ее отец и дядя, выступали на сцене пермского театра еще в 20-е годы прошлого века. Все они были тесно связаны с балетом. Дядя балерины участвовал в балете «Конёк-Горбунок», «Лебединое озеро» и других. Отец Улановой также был на гастролях в Перми вместе с Ленинградским театром.

Это происходило в 1925 году и, возможно, именно приезд столичной труппы и стал толчком для создания балета в пермском театре.

1 февраля 1880 года, 145 лет назад, было официально закончено строительство здания пермского театра. В 1931 году его стали называть театром оперы и балета. А в 1965 году ему присвоили имя Петра Ильича Чайковского. Кстати, именно в Перми были поставлены все работы великого композитора. С 1969 года театр становится академическим.

Родители примы вместе с ней приехали в эвакуацию на Урал. Отец работал здесь режиссером спектаклей. Ленинградский театр имени Кирова пробыл в Пермь до весны 1944 года. На торжественном заседании, посвященном отъезду артистов в город на Неве, выступила Галина Уланова. Она сказала, что сначала им было трудно здесь, но вскоре они освоились.

– Мне кажется, что пребывание в Молотове Ленинградского театра имени Кирова оставит большой след, заметно скажется в культурной жизни города, – подчерк­нула Уланова. – Уезжая, мы благодарим наших зрителей – молотовцев – за ту любовь, которую они высказали нам, которой поддерживали нас и каждый раз вдохновляли на дальнейшее высокое и радостное служение искусству, – сказала она.

И действительно, благодаря ленинградскому театру в Перми появилось хореографическое училище. Здесь выросла мощная, сейчас известная на весь мир балетная школа. Одним из ярчайших ее представителей стал Кирилл Шморгонер, заслуженный артист РСФСР. В январе этого года отмечается 80 лет со дня его рождения.

Танцовщиком он стал почти случайно. Его родители были тесно связаны с театром, мама ведущая певица, отец – дирижер. Сам Шморгонер не думал о балете пока не оказался в Ленинграде. Сюда его родители приехали на гастроли вместе с театром. Будущий танцовщик, тогда 16-летний подросток, был с ними. Общаясь с учащимися хореографического училища, они поспорили, кто сможет перепрыгнуть через стол, при этом не задев его. Шморгонер прыг­нул и легко перескочил препятствие. После этого присутствующие пришли к выводу, что он обладает «большим прыжком» и принялись уговаривать поступить в хореографическое училище.

Кирилл Шморгонер быст­ро стал ведущим солистом пермского театра, а вскоре и сам начал преподавать. В 1989 году его назначили художественным руководителем труппы Пермского театра оперы и балета. Шморгонер поставил здесь более десяти балетных спектаклей, также он ставил танцы в операх, концертные номера. До 2017 года он трудился преподавателем дуэтного танца и балетмейстером в Пермском государственном хореографическом училище.

Также в январе появилась на свет Римма Шлямова, одна из известнейших балерин пермского театра. В этом году ей исполнилось 90 лет. Она родилась в Горьком, а потом училась в Перми, в хореографическом училище. С 1954 года Шлямова стала солисткой, а уже через пять лет она сама начала преподавать в родном училище.

Про нее писали в прессе: «подкупающая особенность дарования Шлямовой – мягкость и грациозность, врожденная музыкальность». Она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, стала лауреатом международного конкурса в Болгарии. В 2000 году Римме Шлямовой присвоили звание «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Танцовщица».

В январе также отмечается еще одно событие – 105 лет назад, в 1920 году, скончался Василий Попатенко, архитектор, один из авторов проекта Пермского театра оперы и балета. Он приехал в Пермь в 1874 году. Попатенко сначала занялся строительством корпусов местной тюрьмы и церкви, расположенной там же. А уже через четыре года он становится главным городским архитектором. При нем в Перми появились водопровод и канализация, заработала электростанция. До сих пор в краевом центре сохранились здания, построенные по его чертежам. В их числе и Пермский театр оперы и балета, который, кстати, пережил реконструкцию уже в советское время. Она закончилась в 1959 году.


Автор: Дмитрий Порохов