В Пермском политехе выяснили, как сделать лесные дороги более прочными

Для лесных дорог характерна повышенная нагрузка от тяжелых машин и автопоездов, из-за которых покрытие быстрее разрушается и приходит в негодность. Затраты на строительство и ремонт лесовозных дорог увеличивают стоимость древесины.

Повысить эффективность дорог позволяет использование геосинтетических оболочек, поясняют в вузе суть работы ученых. Это сшитые между собой листы из полимерного материала, которые по структуре напоминают ткань. Она укладывается между слоями стройматериала и препятствует просадке дорожного полотна, что позволяет ему выдерживать больше веса, чем обычному покрытию.

Тем не менее, сам процесс деформации такого материала все еще плохо исследован. В вузе изучили напряженно-деформированное состояние геосинтетических оболочек, чтобы выяснить, как происходит их просадка под весом автомобиля.

Ученые Пермского политеха исследовали влияние ширины и толщины оболочки из щебня на осадку. С помощью компьютерной модели, в которой воспроизводилась нагрузка, провели две серии расчетов с толщиной 0,2 и 0,4 м с разной шириной. Для сравнения такое же моделирование провели и для дороги без соответствующего покрытия.

— Оказалось, что напряженно-деформированное состояние геосинтетического материала существенно зависит от этих показателей: чтобы покрытие сохраняло свои механические свойства, ширина должна быть больше толщины в 6-8 раз. В случае, если этот показатель равен 4 и меньше, покрытие теряет устойчивость к нагрузке веса колес, — цитируют в пресс-службе ПНИПУ Владимира Клевеко, доцента кафедры автомобильных дорог и мостов, кандидата технических наук.

Использование геосинтетических оболочек в строительстве лесных дорог представляет собой перспективное направление для снижения затрат на вывозку древесины и повышения прочности дорожного покрытия. Исследование ученых Пермского Политеха позволит улучшить эксплуатационные характеристики лесных дорог, что важно для социально-экономического развития региона.

Автор: Александр Матвеев