В Пермском крае на берегу Сылвы образовался большой провал

В Кунгурском муниципальном округе заметили большую круглую яму рядом с Сылвой. Местные жители поделились фотографиями в соцсетях.

Образовался большой провал на берегу Сылвы под соснами на месте отдыха у водокачки в Серге», — поделилась очевидица.

Подробнее о том, что это такое, краевой газете «Звезда» рассказал Николай Максимович — заслуженный эколог РФ, заместитель директора по научно-исследовательской работе Естественнонаучного института ПГНИУ, доцент кафедры гидрологии и охраны водных ресурсов, заведующий лабораторией геологии техногенных процессов, кандидат геолого-минералогических наук, доцент по специальности «Геоэкология».

Что и почему

По словам ученого, образовавшийся провал — это сульфатный карст. Он характеризуется провалами грунта. Поверхностные карстовые формы представлены впадинами разных размеров.

«В ряде районов края вблизи земной поверхности залегают горные породы, которые сравнительно легко растворяются в воде — это известняки и доломиты, гипсы и ангидриты, каменная и калийная соли. Просачивающиеся дождевые и талые воды, а также подземные воды растворяют их, в результате чего образуются пустоты», — пояснил Николай Максимович.

Одним из факторов, влияющих на появление карстов, является весеннее таяние снега. «Период снеготаяния является наиболее благоприятным для развития карста. Талые воды участвуют в растворении сульфатных пород», — пояснил ученый.

В Сылву в пределах Кунгура впадают реки Ирень и Шаква. Этот речной узел сформировался еще в начале неогенового периода (около 20 млн лет назад) под влиянием тектонических движений и карста. Речные воды, особенно во время весеннего половодья, оказывают воздействие на развитие карстовых процессов. В береговой зоне Сылвы ранее уже наблюдались провалы и не раз. Это одна из основных зон образования карста в крае.

Опасность провалов

Как отметил Николай Максимович, в Прикамье районы красующихся пород занимают довольно большую площадь — 23,2 тысячи квадратных км.

Карсты представляют опасность для инженерных сооружений, и особенно для железнодорожных путей. Одна из причин — специфика конструкции железных дорог вблизи долин рек.

«Провалы в полосе железных дорог особенно опасны и требуют изучения. Только за последние 40 лет произошло более 20 таких случаев. Провалы в ширину достигали 5-9 метров, а в глубину — 20 метров», — отметил Николай Максимович.

Также карсты опасны для нефте- и газопроводов. Разрушения могут приводить к серьезным загрязнениям и даже к смертельным случаям.

Николай Максимович пояснил, что в целом исследования сульфатного карста Пермского края продолжаются уже более 260 лет. Явление вызывает большой интерес как российской, так и мировой науки.


Фото: ВК Светлана Дылдина

Фото: ВК Светлана Дылдина

Схема: распространение карстовых провалов в Пермском крае за последние 100 лет / Николай Максимович


Автор: Лела Минадзе