«Пиковая дама», которой довольно долго не было в репертуаре Пермского оперного, стоит особняком в творчестве Чайковского. С одной стороны, она считается трагической кульминацией музыкального театра эпохи романтизма. С другой — предвосхищает открытия Рихарда Штрауса и Альбана Берга, словно распахивая двери в ХХ век.
– По временам мне казалось, что я живу в XVIII веке, и что дальше Моцарта ничего не было, – писал впоследствии композитор о работе над «Пиковой».
Обостренность экспрессии и изощренная культурологическая игра составляют два полюса драматургии партитуры, многие тайны которой остаются неразгаданными по сей день.
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять эту оперу, а к 8 июня того же года она была завершена. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто лично написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник. Сегодня над пермской версией «Пиковой дамы» работают режиссер-постановщик Владиславс Наставшевс (помните его нашумевшего «Евгения Онегина»? (16+) и главный дирижер театра Владимиром Ткаченко.
– Позднего Чайковского можно открывать очень разными ключами. «Пиковая дама» – одновременно и вершина традиции романтической оперы, и предвестница музыкального театра XX века, и воспоминание о золотом веке европейской культуры, – говорит Владимир Ткаченко. – Партитура написана так, чтобы подтолкнуть к поиску решений, созвучных тебе сегодняшнему, созвучных артистам, с которыми ты работаешь, – и, наконец, созвучных сегодняшнему дню. У каждого времени своя «Пиковая дама». Легендарная третья картина, в которой Чайковский признается в любви Моцарту и его современникам, звучала совершенно по-разному в конце XIX века, середине ХХ и начале XXI – меняясь в зависимости от того, как эти эпохи слышали музыку классицизма. Сложнейшая драматургия оперы требует от исполнителей предельного внимания к музыкальному тексту. Добиться максимальной детализации его прочтения, пристально вслушавшись в эту хрестоматийную вроде бы партитуру, – наша ключевая задача.
Как обычно, к премьере приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» (16+) – публичной программы Пермского театра оперы и балета. 30 сентября его откроет лекция Дмитрия Ренанского «Место действия – время» (культурное пространство «Часовой завод», ул. Чернышевского, 28, начало в 19:00), 4 октября продолжит лекция филолога Сергея Волкова «Секреты «Пиковой дамы» Пушкина» (Центр городской культуры, ул. Пушкина, 15; начало в 18:30), а 12 октября программу завершит лекция театроведа Николая Песочинского «Пиковая дама»-1935: Пушкин/Чайковский/Мейерхольд» (Пермский театр оперы и балета, начало в 16:00).
Автор: Наталья Земскова