Свердловчане не просто вписались за Гайдара, но и предложили ему место старшего фельетониста в редакции областной газеты «Уральский рабочий». В то время Свердловск был столицей Уральского округа, следовательно, и газета была «столичной». Поэтому можно рассматривать переезд Гайдара в центральный город Урала как повышение.
Оказалось, Аркадий Голиков уже бывал в Екатеринбурге. Это было в 1921 году, когда он был командирован в Приуральский военный округ для участия в борьбе с контрреволюционными волнениями. Приехал он в начале сентября вместе с Марией Плаксиной, которая в те годы была его женой. В штабе Приволжского округа ему пришлось заполнить анкету, из которой можно узнать много интересного о писателе. Семнадцатилетний комполка для солидности прибавил себе три года, хитро указав год рождения 1901, а не 1904. На вопрос об образовании ответил «6 классов гимназии», сообщил, что был дважды ранен, а также, что при нем находится револьвер и 20 патронов к нему.
Интересен и ответ на обязательный вопрос анкеты, имеются ли родственники за границей. Оказалось, в Париже проживает некий Гутьер, который был крестным отцом Аркадия, его он и указал родственником. Командование вскоре переменило решение, и Голикова отправили в Башкирскую Республику командиром отдельного батальона особого назначения. Таким образом, Гайдар провел в Екатеринбурге всего пять дней, известно также, что снимал он номер в лучшей гостинице города «Меблированный домъ Пале Рояль».
Во второй раз Аркадий Петрович приехал в Екатеринбург (уже переименованный в Свердловск) тоже с «женой», на сей раз ее роль играла эстрадная певица Любовь Азанова, которую он прихватил с собой из Перми. В то время писатель находился в разладе со своей официальной супругой Лией Соломянской, которая уехала от него в Архангельск осенью 1926 года.
Современники вспоминают, что во время вечерних прогулок и на выступлениях Гайдара часто сопровождала женщина в ватнике и сапогах. С февраля 1927-го Гайдар начал работу в газете «Уральский рабочий», поселился на Набережной Рабочей Молодёжи. Деревянный домик с резными наличниками дожил до наших дней, его украшает мемориальная доска. И находится он в непосредственной близости от махины Ельцин-центра, что, возможно, и позволило ему остаться в целости и сохранности.
По словам сына владелицы меблированных комнат Григория Пестова, Гайдар жил на втором этаже, его стол всегда был завален подшивками газет, вырезками и черновиками. Аркадий был вежлив и скромен, но всегда очень спешил. Ходил он в красноармейской шинели, военной фуражке и сапогах, носил военную гимнастерку, иногда надевал черную блузу с маленькой рубиновой звездочкой над клапаном кармана. Любил Гайдар пятиконечную звезду – рисовал ее на страницах своих произведений, иногда вместо подписи. Часто звезда упоминалась и в его книгах. Еще одной неизменной спутницей писателя была трубка с изогнутым мундштуком: курил он и импортный табак, и крепчайший самосад.
В Свердловске Аркадий Гайдар продолжил писать фельетоны. В «Уральском рабочем» им отдавали центральное место, в правом нижнем углу на первой странице газеты. Рождались сатирические опусы в обычной редакционной сутолоке. Писал он необычайно быстро, полностью выключаясь из окружающей обстановки.
Газета «Уральский рабочий» в то время была гораздо более авторитетным изданием, чем пермская «Звезда». С ней сотрудничали Троцкий, Зиновьев и Бухарин, венгерский революционер Бела Кун, сам нарком Луначарский, поэт Владимир Маяковский, собкором газеты в Париже числился знаменитый писатель Анри Барбюс. И Гайдар встал в строй. В Свердловске открылась гидроэлектростанция – этому событию Гайдар посвятил очерк «3 000 вольт» (12+).
Прожил Аркадий в Свердловске всего три месяца, с 20 февраля по 21 мая 1927 года. Можно сказать, что дожидался реабилитации после скандального суда, который Гайдар и газета «Звезда» проиграли персонажу из фельетона. И дождался: 5 апреля 1927 года в газете «Правда» вышла статья «Преступление Гайдара», ее перепечатал и «Уральский рабочий». В публикации заявлялось, что «общественное мнение восстало против приговора суда. Общественное мнение оказалось на стороне Гайдара».
В защиту фельетониста выступили рабочие многих заводов, рабселькоровское совещание, областная газета «Уральский рабочий» и другие. В итоге «преступление» Гайдара было расценено читателями как его заслуга. После статьи в «Правде» героев гайдаровского фельетона следователя Филатова и судью Лифанова уволили с государственной службы. Правда восторжествовала – Гайдар был отмщен.
В «Уральском рабочем» он успел опубликовать двенадцать фельетонов и повесть «Лесные братья» (Давыдовщина) (16+), посвященную событиям 1905 года – своеобразное продолжение «Лбовщины» (16+). Эти повести объединяет тема первой русской революции и авантюрный склад их героев. Уральские боевики, под руководством братьев Давыдовых, Ивана и Алексея, действовали в районе Александровского завода и Луньевских угольных копей. Повесть также была опубликована в Усольской газете «Смычка». Повторно издана 1987 году.
Повесть эта, по словам проживавшего тогда в Свердловске писателя Павла Бажова, стала «заметным литературным явлением». Он и сам работал журналистом в «Крестьянской газете» и к этому времени успел издать книгу очерков «Уральские были» (6+). Его всесоюзная слава была еще далеко, знаменитые уральские сказы появились только в 30-е годы. Одаренного автора Бажов признал в Гайдаре сразу. В его дневнике есть запись: «У нас в Свердловске появился талантливый молодой журналист». Судьба советских писателей во многом была похожа: они трудились журналистами, получали задания и отправлялись на стройки страны Советов.
Уезжая из дома по Набережной Рабочей Молодёжи в Москву, Гайдар оставил там связку рукописей и документов – в надежде, что вернется и напишет книгу о Свердловске. Этого не произошло. Хотя в отдаленном будущем случилось не менее заметное событие. Семьи Гайдара и Бажова породнились. Это произошло уже после смерти обоих писателей. Их дети Ариадна Бажова и Тимур Гайдар поженились в 1954 году.
Следующее свидание с Уралом случилось у Аркадия Гайдара в 1931 году, когда московская радио-газета «Пролетарий» командировала его на Магнитострой. Зимой 1931 года работавшие в Магнитке журналисты получили лаконичную телеграмму: «Аркадий выехал, встречайте». Молодежь отправилась на станцию. Однако встречать коллегу пришлось «по частям»: первым прибыл его чемодан, хозяин которого отстал от поезда еще в Златоусте. И в итоге добрался до Магнитки только через несколько дней.
Оказалось, Гайдар, пользуясь случаем, решил заглянуть в те места, где сражался в годы гражданской войны – под Белорецк. Вернувшись, он порадовал коллег морожеными щами, которые привез оттуда. Ледяной слиток поместил в кастрюлю, и вскоре запах наваристых башкирских щей разнесся по общежитию.
«Неплохой кусок уральской старины, а? – любуясь нашими вспотевшими лицами, говорит Гайдар. – Ах, до чего же великолепны базары в Белорецке!» – вспоминает этот случай один из журналистов. Других воспоминаний и радиоматериалов, созданных Гайдаром на Магнитке, не сохранилось. Зато о всесоюзной стройке написали другие писатели – Валентин Катаев и Вениамин Каверин.
Лауреаты премии имени Аркадия Гайдара
Пермский журналист, краевед и общественный деятель Борис Никандрович Назаровский (1904–1972) был одногодкой Аркадия Гайдара и его верным другом. Назаровский получил образование на социально-политическом отделении факультета общественных наук Пермского университета, закончил аспирантуру Московского института философии.
С 1921 года Назаровский на журналистской работе в редакции пермской «Звезды», в газетах «Уральский рабочий», «Свердловский рабочий», «Омская правда», «Гудок». В 50-60-е годы работал в Пермском книжном издательстве, в том числе несколько лет главным редактором. Он создал в издательстве редакцию историко-партийной и краеведческой литературы. При непосредственном участии Бориса Никандровича вышла двухтомная «История Урала» (12+), началось издание серии книг «Замечательные люди Прикамья» (12+).
Пермяки обязаны Назаровскому возвращением городу его настоящего имениПермь вместо присвоенного в 1940 году «Молотов», хотя были и другие предложения, например, назвать город Прикамском. Борис Никандрович отстоял на гербе социалистической Перми образ медведя с книгой, поместив его в основании и сохранив исторический символ. Назаровский также привлек внимание общественности к фактической дате возникновения Перми в 1723 году и аргументированно отстоял свою точку зрения в открытой полемике.
С такой же энергией Борис Назаровский боролся за сохранение памяти Аркадия Гайдара. Лауреатом премии его имени он стал по праву в 1966 году за книгу «Аркадий Гайдар на Урале» (12+), написанную совместно с Савватием Гинцем.
Автор: Варвара Кальпиди