Аналогов в мире нет
Особенность остановочного комплекса – механическая сцепка, которая была разработана конструкторами группы «Эмпериум». Устройство служит сцепкой судна и причала во время посадки и высадки пассажиров и одновременно подзаряжает электрические речные трамваи. Как отмечают на Пермской судоверфи, аналогов такого технического решения в мире в настоящий момент нет.
Остановочные комплексы Ecostation особенно важны для пожилых пассажиров и пассажиров с детьми, так как форма сцепного устройства не позволяет судну раскачиваться на волнах.
Для пассажиров на причалах предусмотрены буфет, санузел, Wi-Fi, встроенные в корпуса кресел USB-розетки и ряд других современных решений. Комплекс адаптирован к российским условиям, так как может выдерживать снеговую нагрузку в любом регионе России. Строительство одного такого причала занимает 17 месяцев, но при переходе на серийное производство может сократиться до года.
В московскую маршрутную транспортную сеть уже интегрировано 19 таких комплексов. До конца 2025 года Пермская судоверфь готовится отправить в столицу России еще четыре комплекса Ecostation D10 на 42 посадочных места и один комплекс Ecostation D16, рассчитанный на 82 пассажира.
Большая модернизация
На Пермской судоверфи почти завершена модернизация производства. Всего было приобретено и установлено 40 единиц современного высокотехнологичного оборудования, в том числе три мостовых крана, автоматические сварочные комплексы. Также организованы новые покрасочные участки и обновлены главные ворота эллинга. Ранее часть металлообрабатывающих операций компания заказывала у предприятий-подрядчиков.
Инвестиции в модернизацию производства составили 294 млн рублей. Из них 124 млн рублей в виде льготного займа по флагманской программе «Проекты развития» предоставил федеральный Фонд развития промышленности.
После выхода на полную мощность «Пермская судоверфь» планирует выпускать ежегодно до 13 остановочных комплексов. Среди заказчиков – правительства Москвы и Пермского края, а также других регионов, развивающих водную транспортную и туристическую инфраструктуру.
Предприятие активно участвует в инициативе Пермского края по обновлению причальной инфраструктуры. Например, сейчас в процессе строительства находятся модульные причалы для городов региона – Добрянки и Осы.
Проведенная модернизация позволила начать реализацию нового проекта – строительство инновационного круизного электросудна «Байкал», которое по уровню сервиса и комфорта будет соответствовать отелю уровня 5 звезд. Сегодня изготовлено около 30 процентов секций корпуса. На предприятии предполагают, что в декабре приступят к формированию корпуса судна на строительной площадке.
– Новое высокопроизводительное оборудование позволило автоматизировать ряд операций, значительно повысить точность и скорость производства. Это важный шаг в развитии судоверфи, который укрепил конкурентоспособность предприятия, расширил наши возможности в выполнении сложных заказов, в том числе таких, как строительство плавучих остановочных комплексов Ecostation или электросудна «Байкал», и создал основу для дальнейшего роста предприятия, – говорит генеральный директор ООО «Пермская судоверфь» Николай Малухин.
Строим и ремонтируем
В то же время на предприятии продолжается ремонт судов. Так, в прошлом году на судоверфи было отремонтировано восемь судов. В этом году с заказчиками уже согласован ремонт пяти судов.
Напомним, ООО «Пермская судоверфь» (группа «Эмпериум»; АФК «Система») – единственное судостроительное предприятие на Урале. Завод был основан в 1931 году. В довоенные годы здесь строились гражданские суда – пассажирские и грузовые, в годы Великой Отечественной войны – специальные, для нужд фронта.
В 2021 году наступил новый этап развития судоверфи. По инициативе главы Прикамья Дмитрия Махонина Фонд развития Пермского края приобрел имущественный комплекс судозавода и привлек к развитию предприятия стратегического инвестора. В 2023 году 25 процентов акций Пермской судоверфи приобрела группа «Эмпериум» (АФК «Система»), 75 процентов оставались у ФРПК. В 2025 году доля «Эмпериум» была увеличена до 75 процентов.
Автор: Елена Майорова