В краевом министерстве культурырассказали, что история картины начинается с её передачи в художественную галерею из Пермского научно-промышленного музея в 1920-х годах. В инвентарной книге она значилась как «Аллегория» и была отнесена к школе Рубенса (XVII век).
Картина выделялась размерами (139х185,5 см) и загадочностью сюжета. Полуобнажённая женщина с книгой и циркулем окружена животными, статуэтками, глобусом, масками и жертвенником, создавая символический ребус. В каталоге Молотовской художественной галереи 1944 года она получила название «Аллегория науки» благодаря изображению небесных сфер. Стиль барокко позволил причислить её к итальянской школе XVII века.
Реставрация в ВХНРЦ имени Грабаря (2022) скорректировала датировку. Анализ пигмента берлинской лазури, появившейся после 1704 года, позволил отнести картину к XVIII веку. Это направило исследования к творчеству братьев Бартоломео (1654–1709) и Доменико Гвидобоно (1668–1748), чьи барочные работы украшают дворцы Генуи. Несмотря на элементы итальянского барокко (контрастная светотень, насыщенность деталями), полотно отнесли к поздней фламандской школе.
Новый контекст изменил восприятие картины: теперь её символика может указывать не только на науку, но и на колдовство или бренность бытия.
«Аллегория науки» хранится в галерее сто лет, но сохраняет тайны, вдохновляя исследования. На выставке можно увидеть её до и после реставрации, изучить эпоху, символику аллегорий, а также методы и результаты научного анализа.
Экспозиция дополнена старинными книгами, гравюрами и монетами, раскрывающими особенности времени.
Моновыставка «Аллегория науки. Игра в прятки с сюжетом» (6+) доступна для зрителей с 21 марта по 11 мая 2025 в Пермской художественной галерее (Телта, ул. Окулова, 75, к. 3).
Выставка подготовлена при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Автор: Александр Матвеев