Таксовать – себе дороже. Одним вариантом легальной подработки стало меньше

Еще совсем недавно, потеряв работу, автовладельцы долго не расстраивались: машина есть – пойду таксовать, на хлеб всегда заработаю. Но с вступлением в силу с 1 сентября 2023 года закона №580-ФЗ «О такси» ситуация для потенциальных таксистов существенно усложнилась. Жесткое регулирование отрасли привело к тому, что легально работать на извозе в частном порядке стало фактически невозможно.

Эксперты и социологи замечают, что закон получился противоречивым и в чем-то пагубным для отрасли. И, в конечном счете, платит за все потребитель: цены на поездки в такси резко выросли и продолжают расти.

Устанешь еще до поездки

Для начала, законом установлены требования к автомобилям, которые могут быть допущены к перевозке пассажиров и их багажа. На крыше машины должен быть установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета, на боковых поверхностях – нанесены «шашечки». В салоне на передней панели должна размещаться информация о владельце, водителе и тарифах на перевозку, а если предполагается оплата за услуги перевозки по пройденному пути или затраченному времени – установлен наличие таксомет­ра. Есть требование и к водителям: его стаж должен быть не менее трех лет.

Также законодатель передал на региональный уровень полномочия устанавливать требования к цвету машин. В Прикамье машины такси должны быть белого цвета с нанесенной на борт специальной цветографической схемой. И хотя Общественный совет по развитию такси и бизнес-омбудсмен Пермского края Павел Новосёлов выступают за расширение цветовой гаммы, закон пока остается прежним.

Чтобы получить лицензию на оказание услуг, нужно подготовить внушительный список документов. Помимо заявления, в него входят копия паспорта заявителя, копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копия договора лизинга или аренды авто, лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), чек оплаты госпошлины. Сумма госпошлины также устанавливается региональными властями. В Пермском крае она составляет 2600 рублей. Любопытно, что в Москве и Подмосковье, к примеру, эта сумма – ноль рублей.

Подать документы на получение разрешения на такси пермяки могут в региональное подразделение Министерства транспорта РФ, МФЦ, через портал «Госуслуги» (16+)или сайт уполномоченного ведомства. Разрешение выдается в течение 30 дней, срок его действия – пять лет. После этого автомобиль и его владелец включаются в специальный реестр.

Нужно озаботиться и приобретением специального полиса ОСАГО. Согласно диапазону тарифов, утвержденному Центробанком, в 2024 году для машин такси он более чем вдвое выше, чем для обычных – 15 756 рублей против 7 535 рублей.

Словом, придется повозиться так, что устанешь еще до поездки. Но если вы думаете, что, оформив все документы, получив разрешение и попав в заветный реестр, вы отмучились и можете начинать зарабатывать, то ошибаетесь. Ваши приключения и затраты только начинаются.

От штрафа к штрафу

Требования закона к индивидуальным водителям эксперты называют драконовскими. И понятно почему.

Скажем, своевременный техосмотр и ремонт автомобилей, контроль за его техническим состоянием, обеспечение медицинским осмотром водителя перед рейсом входит в обязанности юрлиц и индивидуальных предпринимателей, управляющих работой такси. Но как быть частнику?

Если документ о техосмот­ре действует в зависимости от возраста автомобиля от года до четырех лет, то медосмотр нужно проходить ежедневно перед выходом на рейс. Поэтому надо найти клинику, где каждый день тебя будет осматривать медработник. Такую услугу предоставляют многие, и стоит она недорого – 35-50 рублей, но в месяц набегает 1,5-2 тысячи рублей.

Также ежедневно нужно заполнять путевой лист. За его отсутствие и даже неправильное оформление – штраф в размере 500 рублей. За отсутствие медосмотра, естественно, тоже штраф. И это только начало. Перечень штрафов и нарушений для таксистов и предприятий, которые предоставляют такие услуги, таков, что невольно думаешь – именно для сбора штрафов закон о регулировании деятельности такси и написали.

Итак, если автомобиль выходит на рейс без лицензии, полагается штраф 50 тысяч рублей. За отсутствие организации предрейсовых медосмотров для водителей такси – штраф до 50 тысяч рублей для ИП и до 130 тысяч рублей для предприятий. За отсутствие на передней панели в салоне автомобиля необходимой информации – 1000 руб­лей с водителя, 10 тысяч руб­лей с должностного лица и 30 тысяч рублей с юридического лица. Такие же штрафы – за невыдачу пассажиру чека или квитанции об оплате.

Если на кузове нет цветографической схемы такси или опознавательного фонаря на крыше – 3 000 рублей с водителя, 10 тысяч рублей с должностного лица и 50 тысяч руб­лей – с юридического.

Согласно железному закону рынка, все затраты бизнеса в конечном итоге отражаются на стоимости товара или услуги. В случае с такси мы наблюдаем абсолютную чистое тому подтверждение. После вступ­ления в силу новых требований закона с декабря 2022 по ноябрь 2023 года в Пермском крае стоимость поездок «Яндекс-такси» (а других в регионе почти не осталось) в среднем увеличилась почти на 25 процентов. По прогнозу заместителя председателя меж­регионального профсоюза «Таксист» Андрея Попкова, до конца 2024 года цены на поездки в такси в России могут вырасти еще на 30 процентов. То есть поездка на такси становится уделом исключительно обеспеченных граждан.

Легален только каждый пятый

Как сообщал в своем Telegram-канале (18+) региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Новосёлов, смягчение требований к отрасли рассматривался в рамках обсуждения исполнения законодательства при организации перевозок легковым такси на заседании комиссии по противодействию нелегального бизнеса. По данным краевого Минтранса, в системе агрегатора «Яндекс.Такси» на 1 июня 2024 года к системе «Яндекс.GO» было подключено более 12 тысяч прикамских пользователей, но из них только каждый пятый (2503) легален, то есть имеет разрешение на деятельность.

Павел Новосёлов отметил, что агрегаторы должны подключать к системе только легальных водителей такси, но в административном кодексе не прописана ответственность за такие нарушения. Одновременно сами перевозчики признают наличие подобных проблем и просят у местных властей расширить допустимую цветовую гамму автомобилей такси.

Но цветовая гамма – только одна из проблем потенциальных таксистов. Согласно проведенному АНО Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой Мир» опросу, более 28 тысяч индивидуальных таксистов по всей России, требования закона №580-ФЗ «О такси» считают не соответствующим реалиям около 77 процентов таксистов. Около 73 процентов опрошенных готовы работать неофициально, если не смогут выполнить требования этого закона. Около 56 процентов таксистов заявили, что не видят позитивного влияния регулирования отрасли на свою работу и безопасность пассажиров.

При этом свою подработку в такси назвали крайне необходимой для семейного бюджета более 90 процентов опрошенных. Значит, бросить ее они не могут. Большинство респондентов (почти 51 процент) сказали, что и так в основном работают как совместители, то есть неполный рабочий день.

Правительство страны много лет ведет деятельность по выводу занятости из тени, по вовлечению самозанятых в легальное поле с возможностью платить налоги и не бояться гнева государственных структур. Но при таких настроениях соцопросов и показателях статистики можно сделать вывод, что закон

«О такси» добился прямо противоположных целей: подав­ляющее большинство водителей такси из-за резкого ужесточение правил работы намерены снова уйти в тень.

А пока бремя дополнительных расходов перекладывается на клиентов. Еще недавно в Перми двум-трем пассажирам доехать вскладчину обходилось немногим дороже стоимости проезда в общественном транспорте. Сейчас цены взлетели вверх. Средний чек поездки на такси в Пермском крае в июне 2024 года составил 475 рублей. Это на 10 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил портал «В курсе.ру» (18+) со ссылкой на экспертов сервиса «Чек Индекс», и на 7,16 процента дороже, чем в апреле – мае текущего года. Увеличению размера среднего чека способствуют рост стоимости обслуживания и лизинга автомобилей, расходы водителей и издержки таксопарков, отмечают специалисты «Чек Индекса».

В общем, подработать бомбилой при должном уровне контроля больше не получится. И желающих воспользоваться услугами такси при росте стоимости проезда станет меньше. Где-то это все может сбалансироваться в серой зоне нелегальных перевозок.

Автор: Владислав Поспелов