– Александр Васильевич, как вы пришли в спорт?
– В 1948 году наша семья переехала в Калининград. После нескольких месяцев работы по разборке разрушенных послевоенных зданий мать и две ее подруги были приглашены на работу в войсковую часть в 15 км от Калининграда. Здесь, в довольно уютном пригороде, прошли мои школьные годы. В свободное время с друзьями играл в лапту, городки, в футбол волейбольным мячом. А в 50-60 годы волейбол стал очень популярным видом спорта.
Я продолжал дружить со спортом и будучи студентом Киевского геологоразведочного техникума. Гантели, легкая атлетика, лыжи, футбол. Вскоре после окончания техникума был призван в армию. В хабаровской учебке получил первые уроки техники игры в волейбол. Моим начальником оказался человек влюбленный в этот вид спорта, перворазрядник. Увы, не помню его имени, но помню, как он с уважением относился к нам, салагам, учил в любой ситуации оставаться человеком.
На службе нашим подразделением руководил капитан Дедов – классный волейболист. С ним мы постепенно превратились в довольно приличных игроков. В командировках играли с командами войсковых частей. Не помню, чтобы мы кому-нибудь проигрывали.
Отслужив, поступил на работу в Джезказганскую геофизическую экспедицию. В полевой партии при обустройстве лагеря всегда делали волейбольную площадку и после работы часами сражались на ней. Каждый год в августе играли на спартакиаде экспедиции. Зимой арендовали в городе школьный спортзал. Понимая, что без специальных знаний особых успехов в спорте (да и в жизни) не добьешься, поступил в Казахский институт физической культуры.
– Всего через два года ваша команда заняли второе место в первенстве Карагандинской области.
– Для Джезказгана это был успех! В 1973 году мы переехали в Краснокамск, где я стал работать в ДЮСШ тренером по волейболу. И проработал там 37 лет.
– Вы подготовили 16 команд девушек и юношей. В чем различие женского и мужского волейбола?
– Волейболист – это всесторонне развитый атлет, обладающий силовой и скоростной выносливостью, взрывной силой, прыгучестью, гибкостью, умением ориентироваться в сложной игровой обстановке. У юношей «физики» больше, они сильнее и выносливее, скорость игры выше. Девушки уступают в физической подготовке, но в технике и тактике игры часто выглядят лучше. Особенно это заметно в младшем возрасте. Все дело в том, что девочки раньше взрослеют, они более дисциплинированы, проявляют больше старания, внимательнее и точнее выполняют указания тренера. В старшем возрасте уровень игры у девушек и юношей выравнивается.
Павел Дудин, вице-президент федерации волейбола Пермского края:
– Александр Васильевич продолжает принимать участие в спортивной жизни Прикамья. Его отличает высокая степень ответственности, мудрость и трудолюбие. Целый год, 1986-й, в нашей команде не было тренера, и мне посчастливилось тренироваться у Валенцева. Это настоящий профессионал, специалист, наставник, учитель с большой буквы, гуру своего дела, которому он посвятил всю свою жизнь!
Сейчас, на мой взгляд, женский волейбол приобрел черты мужского: стал более силовым, улучшилась игра на блоке, даже эмоций в нем стало меньше. Но в детских командах по-прежнему каждая – личность со своим характером. И их надо сплотить, привить желание тренироваться, создать доверительные отношения, научить контролировать свои действия в разных ситуациях и уважать друг друга. Много лет для меня образцом игры женской команды была «Уралочка» великого тренера Николая Карполя.
– Дети начала XXI века, которых вы тренировали, сильно отличались от тех, что занимались у вас в 70-е?
– Особой разницы не заметил. Интересно было и с теми, и с другими, легко находил взаимопонимание. Но если бы пришлось выбирать, например, между спортсменками 60-70 годов рождения и 90-х, то выбрал бы первых. Они более ответственны в своих поступках, сильнее переживали за свои действия. Но прошло ведь 30 лет, изменилась страна, изменилась жизнь, изменились люди.
– Воспитанницы вспоминают спортивные смены в лагере «Спутник». Наверное, не легко было 16 часов быть не только тренером, а еще и воспитателем?
– Здесь действительно узнаешь, кто чего стоит. В непривычных условиях полнее раскрываются человеческие качества спортсмена. А нахождение в коллективе без родительского попечения продолжительное время способствует укреплению товарищеских отношений в команде, проявлению взаимопомощи. В занятиях с детьми приходилось быть и затейником, и воспитателем, и учителем, и только потом – тренером. А иногда и заменить родителя, если того требовала ситуация.
– Вы до сих пор в волейболе?
– Много лет краевая федерация волейбола поручала мне организацию региональных соревнований среди девушек и женских команд, местом проведения которых выбирали Краснокамск. Судил сам, привлекал к судейству своих воспитанниц. В последнее время выступаю в роли внештатного консультанта, помогаю всем, кто обращается за советом.
Воспитанницы тренера Александра Валенцева:
– Очень жаль, что о детских тренерах мало говорят и пишут, недооценивая их нелегкий труд. А ведь именно они в самые сложные годы становления личности воспитывают, приучают к труду, учат достигать цели, готовят прекрасных спортсменов и провожают во взрослую жизнь. Для нас Александр Васильевич был наставником и примером для подражания. Сколько приятных моментов из нашей спортивной жизни мы вспоминаем до сих пор! Александр Васильевич, спасибо вам за наше счастливое детство!
Автор: Александр Давыдов