Сегодня речь пойдет о совершенно удивительном отделе отечественного искусства XX века. Дело в том, что в нашей галерее уже 30 лет нет экспозиции этого периода. Выросло целое поколение пермяков, которое не представляет себе, какая богатейшая коллекция, собранная за 100 с лишним лет, хранится в Пермской художественной галерее.
Начиная с 1920-х годов прошлого века, первый главный хранитель Николай Серебренников занимался не только сбором раритетов для создания фондов, но и уделял большое внимание современному искусству. Он понимал, что пройдет время и об ушедшем потомки будут судить по тем произведениям, которые он соберет. В этот период единицы коллекции поступают и от государственных институций и непосредственно от самих художников, с которыми дружил Николай Серебренников.
– Когда мы переедем в новое здание, мы сможем, наконец, рассказать пермякам и гостям города о нашей богатейшей коллекции отечественного искусства XX столетия. Так как она огромна, а имена, которые ее представляют – выдающиеся, мы поделили экспозицию на два раздела. В первом мы будем рассказывать о зарождении советского искусства начиная с 1917 года до середины века. И поскольку оно никогда не существует обособленно от других сфер жизни общества, в этой экспозиции можно будет прочитать историю нашей страны в этих талантливых экземплярах, проходных вещей в коллекции нет, – поделилась искусствовед Ирина Андренко.
Первые годы существование советское искусство во многом наследовало традиции предшествующей эпохи конца XIX начала XX века. В коллекции (6+) будет широко представлено творчество авангардистов, причем экспозиция будет комплексной: не только живопись, но и образцы декоративно-прикладного творчества, подборка агитационного фарфора, посредством которого художники авангардисты несли искусство в массы, наполняя его смыслами того времени. Агитационный фарфор, кстати, тоже практически не выставлялся, так как в постоянной экспозиции в здании бывшего Спасо-Преображенского собора не было места, рассказала искусствовед.
В выставке будут представлены такие художники, как Давид Штеренберг и Кузьма Петров-Водкин. Давид Штеренберг – русский и советский художник, живописец и график, один из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины XX века. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А. С. Пушкина и других. Что касается наследия Кузьмы Петрова-Водкина, его работы в Пермскую художественную галерею передала семья художника после его смерти. Оба этих мастера прекрасно изобразили свою эпоху в авангардной форме.
Авангард – не единственное направление того времени. В экспозиции будет представлена индустриальная картина Николая Русакова «Порт», которая понравится любому, кто ее увидит, уверяет Ирина Андренко. Николай Русаков работал в разных направлениях живописи, среди которых ориентализм, соцреализм в сочетании с модерном и арт-деко. В его творчестве сочетались элементы европейского и отечественного искусства.
– Рубеж, который перешло искусство в 1932 году, будет очень четким и ясным. Зрители увидят его. Появится стержневой метод социалистического реализма. Кто-то может подумать, что это что-то очень скучное. Отнюдь. У этого направления, у которого существовали четкие рамки и границы, были свои яркие лидеры. В нашей галерее хранятся работы Александра Дайнеки, его работы были переданы нам со Всемирной выставки в Париже. Сейчас эти работы очень востребованы: их постоянно просит Москва, Санкт-Петербург и региональные музеи. Потому что это действительно шедевры, – отмечает Ирина Андренко.
На этом шедевры не заканчиваются, обещают в галерее. В экспозиции будет представлен эскиз Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», работы Федора Решетникова, которого старшее поколение помнит по картине «Опять двойка» или «Прибыл на каникулы». Мало кто знает, что Федор Решетников был на корабле «Челюскин» во время его дрейфа в Чукотском море, он числился своего рода художественным репортером в команде. В коллекции есть работа «Первый самолет на льдине» 1934 года, рассказывающая об этих событиях, когда терпящим бедствие пришла первая помощь.
Увидят зрители в экспозиции первой части коллекции и пейзажи Николая Ромадина, Витольда Бируля и других. Это те талантливые мастера, которые представляют с одной стороны метод соцреализма, а с другой немного выходят за его пределы.
В 1950-е годы искусство заметно меняется. Этому периоду специалисты галереи посвятят в новом здании другой раздел экспозиции отечественного искусства XX века, о котором мы расскажем вам в следующем номере газеты.
Автор: Мария Дорофеева