О том, что представляет собой «Русский салон» и какие он предлагает смыслы своим посетителям, «Звезде» рассказала его основатель, продюсер и режиссер Варвара Кальпиди.
- Расскажите, как родилась идея «Русского салона»?
Варвара Кальпиди: Изначально мы работали над выставкой православной иконы из камня. Разыскивая подходящую площадку, промониторили пермское арт-пространство. Очень удивило, что в музее ПЕРММ нам предложили аренду зала в пять миллионов рублей за месяц. Мы увидели, что существует интерес к православной культуре, к русской традиции, и возникла идея Русского салона, где можно на языке прошлого и современного искусства показать связь времен.
Первая экспозиция так и называлась «Сквозь время». Она состояла из исторического зала и зала современного искусства, где были представлены работы молодых православных художниц - каллиграфа Аполинарии Мишиной и стрит-артиста Ники Клецки. Впоследствии экспозиция «Русского салона» получила диплом лауреата на Всероссийском конкурсе визуального искусства «Время Кириллицы», который проводится Институтом современного искусства.
- А что для вас лично значит «Русский салон»?
Варвара Кальпиди: Конечно, это высказывание, мое, личное. В наступившие непростые времена, когда фактически заявлена отмена русской культуры, когда и наши люди-то начинают сомневаться в ее ценности, подобный проект абсолютно актуален. Хотелось людей поддержать. Как автор двух десятков проектов на темы российской и пермской истории, рассматриваю «Русский салон» как продолжение своих краеведческих практик.
- Кто-то еще кроме вас участвовал в создании бренда и его развитии?
Варвара Кальпиди: Создание «Русского салона» – это частная инициатива. То есть частная площадка, созданная на основе личных коллекций пермских антикваров, коллекционеров, художников с финансовым участием пермских предпринимателей (в частности компании ПСС). Благодарность им огромная! Посетители нас спрашивают, не являемся ли мы филиалом Краеведческого музея или Художественной галереи, приходится отвечать, что нет. Нас отличает от них очень непривычный формат, когда можно не только посмотреть как в музее, но и посидеть на антикварных стульях, полистать фолианты, потрогать любой экспонат.
Оказалось, существует немало тактильных фанатов - людей, которые ловят кайф от прикосновений к старинным вещам, не поверите, даже слезы умиления текут у некоторых. Мы рады – ведь прикосновение к старине – это именно то, что мы задумали.
- А как выглядит посещение «Русского салона»?
Варвара Кальпиди: Прийти в салон – это значит прийти на экскурсию, мы проводим ее и для одного человека, и для больших групп (этим мы тоже отличаемся от музеев). Люди от нас не уходят и через час, и через полтора. Им есть чем заняться – читают старинные книги, рассматривают картины, изучают быт пермяков начала 20 века, беседуют с экскурсоводами.
- Кто водит экскурсии в «Русском салоне»?
Варвара Кальпиди: Отличный вопрос! Люди пришли к нам на работу сами. Куратор экспозиции, он же экскурсовод – Артем Бронников. Его обожают посетители, несут ему подарки, пишут восхищенные посты, узнают график работы, чтобы попасть к нему еще раз. Он умеет заинтересовать и взыскательную аудиторию – искусствоведов, музейщиков, культурологов - и школьников, даже самых маленьких. И пятый, и десятые классы уходят от нас счастливыми и обогащенными новыми знаниями, прикоснувшись к реальным артефактам и вникнув в настоящее искусство.
Выпускница Дягилевской гимназии Ольга Богданова особенно любит рассказывать о работах Николая Зарубина. Ее очень личная манера привлекает посетителей. Елена Игоревна Разумовская – это вообще один из лучших экскурсоводов Перми, она была удостоена этого звания неоднократно: академическая манера, прекрасная речь, ответит на любой вопрос. Иногда, в свободное от основной работы время, экскурсии ведет Надежда Емельянова. Когда-то у нее был свой, частный музей в Калуге, поэтому это дело она понимает и любит.
- Каково это – открыться и работать в торговом центре?
Варвара Кальпиди: Концепция состояла в том, что не люди должны идти к искусству, а искусство к людям. Эксклюзивность и глубокая духовность наших экспозиций будит человеческие души. Один из специалистов по туризму дал меткую оценку «Русскому салону», сказав, что это - квинтэссенция всего пермского.
Действительно, у нас представлена пермская деревянная скульптура в ее современном изводе - в творчестве заслуженного художника РФ Юрия Жаркова, строгановское шитье - вышитые иконы из Успенского женского монастыря. Представлены народные промыслы - в частности, каслинское литье, так как в свое время Каслинский чугунолитейный завод находился на территории Пермской губернии, мебель Юговской мебельной фабрики.
Пермская архитектура воплощена в виде граффити на фасаде «Русского салона» - особняк Грибушиных, образец провинциального модерна. Запечатлена разнообразная архитектура пермских храмов - их возродила в своих тонких акварелях Любовь Писорогло.
Искусство современных пермских художников представлено уникальной живописью кумира 90-х Николая Зарубина - мощного самобытного мастера русской философской школы. Художественная манера автора до сих пор ставит в затруднение экспертов, а его картины требуют особого вглядывания.
Этнографические мотивы представлены множеством книг на темы русского костюма. Ну и брендовый экспонат - бронзовая скульптура «Россия не продается». В 1900 году она представляла Российскую империю на Всемирной выставке в Париже и стала символом страны на многие десятилетия. А ведь это всего лишь частный заказ пермских купцов Расторгуевых лучшему скульптору того времени! Такое же бронзовое изваяние стоит в Кремле, где проходят важные для страны переговоры президента России.
- Чего не хватает «Русскому салону»?
Варвара Кальпиди: Изумляет равнодушие туроператоров. По сути, мы открыли новую достопримечательность, учитывая, что такого формата и даже названия нет ни в одном городе. Однако прошли новогодние праздники, но ни одной экскурсии в «Русский салон» туроператоры не привели, хотя в свое время оценили нашу инициативу, обещали сотрудничество.
Не хватает заинтересованности школ, колледжей, вузов: короткая экскурсия по пермской истории - это же готовый урок «Разговор о важном». Также нет поддержки от тех, кто занимается по роду службы или по призванию патриотическим воспитанием. Мы на наших экскурсиях не кричим о любви к Родине, о героизме и патриотизме – посетители вбирают это через наши экспонаты и наши рассказы, нативно, так сказать. Сейчас мы ищем тех, кто готов поддержать нашу концепцию и вложиться в важнейшую тему – любви к России и к нашей истории. Чтоб у людей, переживающих за страну и русский мир, была возможность остановиться на бегу и глотнуть чистого воздуха, подпитать свою душу.
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Автор: Александр Добрянский