Рост тарифов ЖКХ в Прикамье оказался ниже, чем в ряде регионов, и связан с модернизацией коммунальной инфраструктуры и ростом издержек

Прошло полтора месяца с 1 июля – дня, когда по всей стране были повышены тарифы в сфере ЖКХ. Жители Пермского края уже увидели новые суммы в своих платежках, и радости они, конечно, не добавляют.

ЧТО ЗА ЦИФРА 21,1?

Многократно растиражированное сообщение о том, что «в среднем в Пермском крае тарифы выросли на 21,1 процента», мягко говоря, не совсем корректно. Как пояснили в краевом минтарифов, величина 21,1 – это не показатель безусловного роста тарифов, а допустимый рост стоимости всей совокупности коммунальных ресурсов. Причем этом этот показатель одинаково применяется как летом, когда мы фактически не платим за отопление, так и зимой, когда львиную долю платежа составляет именно услуга теплоснабжения.

ПРОБЛЕМА
Накануне индексации тарифов и после нее в медиапространстве активно обсуждался тезис о том, что в Пермском крае рост тарифов – один из самых высоких в стране, более 20 процентов. Но действительно ли теперь жители края платят больше, чем в среднем по России? За что и почему мы вообще стали платить больше? Разберемся в этой теме с помощью экспертов.


Илья Долматов,
директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ «Высшая школа экономики», член Общественного совета при ФАС России

Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ «Высшая школа экономики», член Общественного совета при ФАС России Илья Долматов отмечает, что разрешенной законом «верхней планкой» предельного индекса тарифов в Пермском крае является 25,3 процента. При этом существует абсолютно законный инструмент установления тарифов на более высокий процент – это так называемый механизм «согласования превышения предельных индексов».

Также Илья Долматов обращает внимание на то, что по решению губернаторов регионов утверждаются индексы по каждому муниципальному образованию.

– В результате в некоторых других регионах России по отдельным муниципальным образованиям предельный индекс доходит до 45 процентов, причем в отдельных регионах такие муниципальные образования с законным «превышением» далеко не единичны, – объясняет эксперт.

Итак, тарифы в Пермском крае точно поднялись не до разрешенного законом потолка, а все же несколько ниже. Теперь давайте посмотрим, действительно ли этот рост – «один из самых высоких по стране», как сообщалось в иных СМИ. Для этого углубимся в конкретику.

ТАК КАКОЙ ЖЕ РОСТ?

Если сравнивать рост тарифов в Пермском крае с показателями по ряду сопоставимых регионов, становится понятно: сообщения о том, что в Прикамье рост выше, чем в среднем по России, тоже не соответствуют реальности.

Например, средний тариф на тепло в Татарстане вырос на 20,3 процента, а в Пермском крае – на 18,8 процента. Тариф на воду в Омске вырос на 20 процентов, а в Прикамье – на 15,6 процента. Тариф на водоотведение в Воронеже превысил 21 процент, тогда как в Пермском крае рост – 18 процентов.

Попробуем сравнить в более понятных нам категориях – рублях. Так вот средний тариф на тепло в регионах, сопоставимых с Пермским краем, варьируется от 2 364 рублей за Гкал до 3 509 руб. В Прикамье это значение со второго полугодия составляет 2 826 рублей за Гкал - то есть вполне себе средний показатель. Например, в том же Татарстане эта сумма – 2874 рубля, в Самарской области – 3047 рублей, в Ростовской – 3111, в Башкортостане – 3173, а в Нижегородской – 3504.

Тариф на водоснабжение в Пермском крае составил с 1 июля 50,5 рубля за кубометр, а в Красноярском крае – 58,8 рубля, в Ростовской области – 59. За услугу водоотведение в ряде регионов тоже платят больше – в том же Красноярском крае, например, - 48,39 рубля, тогда как в Прикамье – 44,05.

Примеры эти можно продолжать долго, но уже из этих данных можно сделать однозначный вывод: ни о каком росте тарифов «выше среднего по стране» в Пермском крае говорить не приходится.

ПОЧЕМУ ВЫРОСЛИ ТАРИФЫ

Конечно, в росте тарифов и, как следствие, сумм наших платежей за услуги ЖКХ, ничего хорошего нет. Но это, что называется, суровая необходимость.

В тарифе – множество составляющих, которые можно условно разделить на две основные группы: средства на покрытие текущих расходов и средства на выполнение инвестиционных программ.

Как объясняет Илья Долматов, к текущим расходам относится закупка топлива, химических реагентов, электроэнергии и воды, материалов для строительства и ремонта, выплата зарплаты и налогов, оплата услуг сторонних организаций (например, транспортных или ремонтных) и так далее.

Так что на рост тарифов в сфере ЖКХ влияет, во-первых, общий уровень инфляции. Например, стоимость стройматериалов, которые являются довольно весомой составляющей тарифа, с 2021 по 2024 годы в среднем поднялась почти на 64 процента, а тарифы на коммунальные услуги за тот же период – на 26 процентов. С 1 июля на 21,3 процента выросла оптовая цена на газ – и это основная причина роста стоимости услуги теплоснабжения.

Также повлияли изменения налогового законодательства: с 1 января ряд организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, стали плательщиками НДС. В среднем с 1 июля за счет необходимости выплачивать НДС тариф вырос на 10 процентов.

Вторая крупная составляющая тарифа – средства на выполнение инвестиционных программ, то есть на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Каждая такая программа, как подчеркивает Илья Долматов, проходит отдельную проверку на предмет целесообразности, своевременности и результативности мероприятий.

Так вот, в Пермском крае в 2025 году утверждены 52 такие инвестиционные программы на общую сумму 2,4 млрд рублей. Из них часть расходов берет на себя бюджет, а 1,1 млрд рублей поступает за счет тарифа. Результат выполнения таких программ – это прямое повышение качества коммунальных услуг для жителей края.

Например, в селе Коса запланировано строительство новых участков водопроводной сети, в результате чего качество услуг повысится для более чем 2 тысяч жителей этого населенного пункта. В Чусовском округе реализуется инвестпрограмма, также направленная на улучшение качества и надежности услуг водоснабжения и водоотведения для жителей 11 населенных пунктов, включая сам город Чусовой. В течение трех лет в селах Усть-Кишерть, Меча, Посад и пос. Кордон Кишертского округа проведут обновление системы водоснабжения и модернизацию системы теплоснабжения. Всего в этих населенных пунктах проживает более 6 тысяч жителей.

В Перми в рамках инвестиционной программы компании «Новогор-Прикамье» продолжается модернизация системы водоснабжения и водоотведения. Одним из ключевых проектов этого года станет внедрение ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на биологических очистных сооружениях (БОС) «Гляденово».

И это только несколько примеров. Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры – общеизвестный факт. Наверное, всем понятно: если не вкладывать средства в обновление сетей и систем жизнеобеспечения – недалеко до коммунального коллапса, от которого лучше никому точно не станет.

Отдельно стоит поговорить о росте цен на вывоз мусора. Здесь удорожание очень существенно – почти на 58 процентов. В абсолютной величине плата для жителей МКД составляет с 1 июля 186,39 рубля за человека в месяц, с жителей частных домов – 219,69 рубля.

Здесь, помимо уже упомянутых причин роста текущих расходов (транспорт, топливо, инфляция и пр.) – наиболее заметно увеличиваются объемы инвестиций в отрасль. Построены и уже работают новые мусоросортировочные комплексы в деревне Ключики Пермского округа, в Верещагинском районе, в Березниках. Завершается реконструкция полигона в Березниках, готовятся к запуску мусоросортировочные линии в Губахе, в деревне Мыльники Кунгурского района.

Для чего нужно делать процесс сбора и ликвидации мусора более цивилизованным, экологически чистым, наверное, долго объяснять не надо. Мы просто обязаны оставить будущим поколениям чистый край, вот и все.

МОЖНО ЛИ СДЕРЖАТЬ РОСТ ТАРИФОВ?

Говоря о мощных инвестициях в отрасль, о ее модернизации, напрашивается вопрос: могут ли эти мероприятия привести к снижению тарифов или хотя бы к сдерживанию их роста? Ответ: и да, и нет.

Действительно, в Пермском крае есть примеры снижения размера тарифов. Например, на 2025 год стоимость питьевой воды в селе Култаево Пермского округа снижена почти на 2 процента – с 71,81 до 70,61 рубля за кубометр. Снижена стоимость тепловой энергии в пос. Лытвенский Александровского округа – с 2 844,13 до 2 748,66 рубля за Гкал – или на 3,3 процента. В деревне Никифорово Чусовского округа снижена стоимость питьевой воды – с 67,75 до 64,51 рубля за кубометр (4,8 процента). В прошлом году в пос. Новоильинский Нытвенского округа в результате установки блочно-модульной котельной цена на теплоэнергию снижена вообще на 12 процентов (с 2176,27 до 1915,53 рубля за Гкал).

Таких примеров в Прикамье, действительно, достаточно много. Глядя на них, мы размечтались и задали Илье Долматову вопрос: можно ли сделать эту практику более масштабной и повсеместной? По словам эксперта, причины снижения тарифа могут быть как позитивные, так и довольно грустные.

К позитивным относится как раз результат модернизации, а также повышение эффективности самих организаций в сфере ЖКХ (например, умелая реорганизация предприятия, которая привела к снижению издержек и росту объемов оказания услуг). В Пермском крае тоже есть примеры, когда тарифы на питьевую воду для некоторых поселений снижались вследствие реорганизации предприятий и достижения эффекта масштаба.

А что же за грустные причины?

– В стране есть одиозные примеры, когда региональное правительство годами занижает тарифы относительно их экономически обоснованного уровня, зарабатывая политические очки, а потом в какой-то момент оказывается у разбитого корыта: сети изношены, аварии доходят до критических последствий, в бюджете денег нет, а тарифы повышать нет возможности, потому что предельный индекс не позволяет. Это негативная практика, которая боком выходит в конечном счете жителям – им же выживать без воды и отопления, – говорит Илья Долматов.

По оценке эксперта, Пермский край придерживается сбалансированной политики.

– Если рост тарифа экономически оправдан, нужно иметь мужество такое решение принять. Да, гражданам надо объяснять причины. Да, надо требовать результативности от организаций и понятных людям улучшений. Но откладывая повышение тарифов «до лучших в экономике времен», мы рискуем прежде всего благополучием граждан, а в некоторых случаях, как это ни прискорбно, и их здоровьем, – подчеркивает он.

Говоря о перспективах, то экономически оправданных факторов для повсеместного снижения тарифов Илья Долматов не видит. По его мнению, эффекты от реализуемых сегодня инвестпроектов в ЖКХ проявятся позднее. Они будут выражаться в более умеренном на фоне общей инфляции росте.

ПЛАТИ, НО ЗНАЙ МЕРУ

В завершение не будет лишним напомнить, что при любом росте тарифов ЖКХ в Прикамье предусмотрены механизмы социальной защиты для граждан, по которым такой рост ударяет особенно больно. Законом Пермского края установлен порог допустимой доли платы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи – не более 22 процентов. Для ряда граждан (одинокие родители, воспитывающие детей, некоторые категории пенсионеров) этот порог снижен до 18 процентов.

Бюджет края предусматривает средства для возмещения расходов на коммунальные услуги, если по отдельным жилым помещениям рост совокупного платежа превысит индекс роста платы граждан. Для получения такой субсидии можно обратиться в МФЦ или в территориальные отделения министерства социального развития.

Для оформления субсидии, связанной с превышением индекса платы, нужно обращаться в инспекцию Госжилнадзора. При этом до сентября этого года планируется внести изменения в нормативную правовую базу и для удобства жителей внедрить принцип единого окна – то есть за оформлением субсидий также можно будет обратиться либо в МФЦ, либо в отделение минсоцразвития.

Автор: Владислав Поспелов