Пять концертов – плеяда имён: 6 июня в Перми откроется XV Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...»

С 6 по 10 июня в Большом зале Пермской краевой филармонии пройдёт XV Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...».

Музыкальный форум откроется симфоническим концертом, в котором примут участие Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова и заслуженная артистка России, пианистка Екатерина Мечетина. В программе вечера — фортепианный концерт № 5 Бетховена, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и Девятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Людвиг ван Бетховен — один из самых предпочтительных авторов, чьи произведения вошли в репертуар НФОР с самого первого сезона; в 2020 году Владимир Спиваков посвятил юбилею композитора большой концертный цикл.

Фортепианный концерт № 5 Ми-бемоль мажор был написан в период наполеоновских войн. Бетховен стал свидетелем сдачи Вены в мае 1809 года. Композитор писал своему издателю: «Кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...». Премьера сочинения состоялась лишь в конце 1811 года в Лейпциге. Концерт сразу же окрестили «Императорским» и «Большим». Он, действительно, большой — по непривычному для своего времени размеру, масштабности, насыщенности, оркестровой мощи и сложности сольной партии.

Музыкальная картина Модеста Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» была написана в 1867 году всего за 12 дней. Композитор гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным», а «форма его подсказана не европейскими образцами, а стремлением живо и красочно передать особенности замысла».

Фантазия на сюжет ша́баша ведьм ни разу не была исполнена при жизни композитора и несколько раз переделывалась. Уже после смерти Мусоргского Римский-Корсаков сделал свою редакцию и завершил цельную композицию, которая впервые была исполнена в 1886 году в Санкт-Петербурге. Эту версия и прозвучит на открытии.

Девятая симфония Шостаковича, которая завершит вечер-открытие, была создана в 1945 году, сразу после войны. Премьера состоялась 3 ноября 1945 года в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением дирижёра Евгения Мравинского и вызвала противоречивые впечатления.

Сам композитор назвал свою партитуру «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». Произведение задумывалось как монументальная ода победителям, но замысел был впоследствии пересмотрен, и вместо грандиозного полотна с хоровым финалом Шостакович создал лишённое героического пафоса, полное безмятежности и лирики 25-минутное сочинение. Композитора обвинили в формализме, и Девятая симфония вместе с другими произведениями Шостаковича не исполнялась несколько лет...

Второй фестивальный вечер, 7 июня, будет посвящён двум гениям эпохи барокко: Иоганну Себастьяну Баху и Георгу Фридриху Генделю.

В программе концерта — Сюита № 3 для оркестра Ре мажор Баха и музыкально-литературная композиция «Воскресение Генделя» по одноименной новелле Стефана Цвейга и фрагментам оратории Генделя «Мессия». Вершина «Мессии» — знаменитый хор «Аллилуйя», завершающий 2-ю часть трёхчастной оратории. В Англии, например, его слушают стоя, как чтение Евангелия в церкви. Как известно, Генделя часто называют «творцом Мессии», и для многих меломанов «Мессия» стала синонимом Генделя.

— По версии Цвейга, Генделя разбил инсульт, парализовав всю правую сторону, лишив его возможности писать, играть на клавесине и органе, — говорит маэстро Владимир Спиваков. — Композитора поместили в прославленную клинику в Аахене, где врачи рекомендовали ему лежать в ванне с теплой минеральной водой по двадцать минут каждый день. Но Гендель так страстно желал вылечиться, чтобы вновь сесть к инструменту, что довел лечебные ванны до девяти часов лежания. Однажды он зашёл в местную церковь, поднялся наверх, где находилась клавиатура органа, сел и поставил пальцы на клавиатуру... И вдруг — чудо! — он обнаружил, что его правая рука вновь способна играть. Вот тогда не верящий в Бога композитор уверовал, приняв исцеление за дар, посланный ему Господом. Этот религиозный экстаз сподви́г Генделя на написание оратории „Мессия“, за которую он никогда не брал денег.

В этот вечер на сцену Большого зала филармонии выйдут Национальный филармонический оркестр России и Академический Большой хор «Мастера хорового пения». Солисты — мастер художественного слова, народный артист России Виктор Вержбицкий и приглашенный солист Большого театра России, лауреат международных конкурсов, бас-баритон Игорь Подоплелов.

Третий фестивальный концерт посвящен классической музыке, вдохновленной творчеством Пушкина. В этот вечер Национальный филармонический оркестр России выступит под управлением дирижёра Арсентия Ткаченко. В программе вечера — Третья симфония П.И. Чайковского и фрагменты из знаменитых произведений (Чайковский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Прокофьев, Глиэр, Свиридов), созданные на пушкинские сюжеты.

9 июня Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнит симфонические шедевры великого немецкого романтика Иоганнеса Брамса. Солисты — лауреаты международных конкурсов Тимур Пирвердиев (скрипка) и Александр Рамм (виолончель).

На закрытии фестиваля – 10 июня – прозвучат симфонические шедевры Чайковского (Пятая симфония) и Шопена (Первый концерт для фортепиано с оркестром).

Симфония № 5 ми минор была написана Чайковским в 1888 году и впервые прозвучала в Мариинском театре под управлением самого автора. В этом сочинении Чайковский обращается к теме судьбы и неумолимого рока.

В этот вечер на сцену вместе с Национальным филармоническим оркестром России выйдет интереснейший пианист молодого поколения Иван Бессонов.

В 13 лет Иван Бессонов стал обладателем Гран-при Международного юношеского конкурса имени Шопена, в 16 — победителем «Классического Евровидения», в 17 удостоен Международной музыкальной премии «BraVo» в номинации «Открытие года», в 19 стал обладателем Российской национальной премии «Виктория» в номинации «Открытие года в классической музыке». В 2022 году — лауреатом I премии Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Снргея Рахманинова. Ивану Бессонову 21 год. Он учится в Академии исполнительского искусства при Московской государственной консерватории и выступает с сольными концертами и с ведущими коллективами страны.

Фестиваль народного артиста СССР, Артиста мира ЮНЕСКО Владимира Спивакова — одно из самых значимых и любимых пермяками событий в афише Пермской краевой филармонии. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры и Губернатора Пермского края.

Автор: Наталья Земскова