Последняя война Гайдара

На следующий день после начала войны 23 июня 1941 года Аркадий Гайдар подал в секретариат правления Союза писателей заявление с просьбой отправить его на фронт. Ему отказали по причине последствий старой контузии, полученной во время гражданской войны.

Целый месяц он обивал пороги организаций, от которых зависела его отправка на фронт. И 21 июля, наконец, уехал в Киев, в действующую армию как спецкорр «Комсомольской правды» (16+). В день перед уходом на фронт он подарил девятилетней дочери Жене книгу сказок и унаследованное от своей арзамасской тети Евангелие. Не забыл также взять с собой и орден «Знак Почёта», врученный ему в 1939 году. Воевать Аркадию Петровичу пришлось недолго – 127 дней.

Киевская операция

Под Киевом сражалась 600-тысячная армия, практически весь состав Юго-Западного фронта. Положение стремительно ухудшалось. Гайдар поселился в гостинице «Континенталь», штаб-квартире журналистов, кинооператоров и фоторепортеров Юго-Западного фронта. Отправился по следам своих прежних боев, где воевал еще в гражданскую. Также нашел время доехать до города Канева, чтобы посетить могилу Тараса Шевченко.

8 августа в «Комсомольской правде» публикуется первый очерк Гайдара «У переправы». Сюжет был вынесен им из атаки – как и трофейный автомат, добытый им в бою, чем писатель очень гордился. 9 августа в газете публикуется обращение Гайдара к тимуровцам. Многих из них он успел встретить в Киеве: ребята боролись с зажигательными бомбами и пожарами, помогали в бомбоубежищах, оказывали помощь санитарам.

В середине августа Гайдара вызвали с отчетом в редакцию в Москву. Заодно он выступил с речью в Союзе писателей. 20 августа в «Комсомолке» появляется очерк «Мост», написанный после поездки в Канев. 21 августа одновременно в «Комсомольской правде» и «Пионерской правде» публикуется его очерк «Война и дети». Гайдар записывает на Всесоюзном радиообращение «В добрый путь!» – напутствие школьникам перед началом учебного года. Он предлагает подросткам сосредоточится на работе в тылу, заменив ушедших отцов и братьев.

30 августа писатель вновь уезжает на войну. Наблюдая за оставлением наших позиций, пишет очерк «У переднего края». Но просто писать ему было мало: Аркадий Петрович жаждал активных действий. Вместе с кинооператором Козаковым едет в воинское соединение на реке Ирпень и… уходит с разведчиками в ночной рейд. Эти события легли в основу последнего опубликованного при жизни писателя очерка «Ракеты и гранаты».

18 сентября было принято решение отправить всех представителей прессы на самолете в Москву. Гайдар отказался от этой последней возможности спастись и только передал записку жене. Он считал, что не имеет права улетать, поскольку такой возможности нет у большинства солдат окруженной армии. Хотел пройти с ними весь путь и написать об этом. В тот же день пришел приказ оставить Киев. Гайдар покинул город на машине, по дороге видел автобусы, подводы, грузовики, фургоны, легковушки, кареты скорой помощи, пожарные машины – все это было набито, забито, обвешано людьми, ящиками, узлами, чемоданами, связками, тюками.

Был получен приказ взорвать все мосты, но командиры волновались, что не все успеют покинуть город, в том числе и наши части. Гайдар вызвался провести разведку и лично убедиться, что армия город покинула. После чего и было принято решение взорвать Цепной мост – последнее звено, связывающее Киев с Большой землей.

В партизанах

В беспорядочном отходе Красной армии Гайдар встретил речников Днепровской военной флотилии, которые, потопив свои суда, задумали партизанскую войну в При­днепровских плавнях. В лесу близ села Семёновка они объединились с остатками окруженцев во главе с полковником Орловым. Положение в партизанском лагере было отчаянное – не было продуктов, медикаментов, не хватало воды, и никто не представлял, что делать дальше.

В соседнем селе Гайдар отыскал комсомольцев, которые вывезли раненых. После чего полковник Орлов вместе с Гайдаром сформировали три штурмовые колонны, они с боем вырвались из леса и начали расходиться малыми группами: одни – чтобы продолжить партизанскую войну, другие – чтобы догнать свои части. Аркадий прибился к отряду Горелова. Партизанам удавалось отбиваться от немцев, организовывать диверсии. Одну из них как раз и разработал Аркадий Петрович.

Для осуществления этого плана требовались провизия, поэтому вечером 25 октября Гайдар и еще четыре бойца отправились в оставленный лагерь, чтобы забрать продукты. 26 октября они вышли на окраину села, пересекли железнодорожную линию и вдоль насыпи двинулись в сторону будки знакомого путевого обходчика. Решили наведаться к нему, чтобы запастись картошкой. Первым поднявшись на насыпь, Гайдар увидел за деревьями фашистов. Он успел крикнуть: «Ребята, немцы!» – и был сражен автоматной очередью. Жизнь отдал за други своя.

Последний автограф

Партизаны сохранили последний автограф писателя. На дощечке от бутылки с зажигательной смесью он в перерыве между боями вырезал ножом: «28.9.41. В лесу у дер. Семеновка под Киевом». Свои черновики, документы, дневники он оставлял у местных жителей. Через два года после войны были отысканы более 30 человек, которые встречались с Аркадием Пет­ровичем в эти 127 дней войны Гайдара.

Лауреаты премии имени А. П. Гайдара



Более 50 пермских газетчиков и тех, кто стал журналистом позднее, были участниками Великой Отечественной войны. Список, размещенный на мемориальной доске в пермском Доме журналистов, начинается с фамилии Аркадия Гайдара. Одним из тех, кто воевал, был Анатолий Николаевич Тумбасов (1925 – 2001). В 1943 году в возрасте 18 лет Тумбасов был мобилизован, служил в штурмовом авиационном полку. В конце войны был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Он окончил Свердловское художественное училище, после чего начал работать в Пермском отделении Художественного фонда. Однако Тумбасов был не просто художником – он был публицистом, зачинателем производственной темы в Прикамье, посетил все главные стройки своего времени. Отправляясь в командировки, Тумбасов вел путевые заметки, публикуя свои репортажи в газетах «Вечерняя Пермь», «Звезда», в журналах «Урал» и «Уральский следопыт».

Анатолий Николаевич написал и проиллюстрировал книгу «Кама выходит из берегов. Воткинская ГЭС глазами художника» (6+), став первым в Перми создателем авторской книги, где текст и иллюс­трации сделаны одной рукой. Также Тумбасов писал рассказы для детей, описывая природу в книгах «Смелый гриб» (6+), «Дрема луговая» (6+), «Гнездышко» (6+). Написал он и воспоминания о войне под названием «Долг памяти» (12+). Лауреатом журналисткой премии имени Аркадия Гайдара Анатолий Тумбасов стал в 1973 году.

Автор: Варвара Кальпиди