Пермская пропаганда, или как прямая линия Президента выглядит изнутри

Шеф-редактор медиагруппы «МАГМА» рассказывает о своем опыте участия в «Итогах года с Владимиром Путиным».

Для регионального журналиста попасть на прямую линию Президента – это прежде всего шанс. Шанс обратить внимание главы государства на какое-нибудь нестроение в родном краю. Шанс вынести на общественное обсуждение важную проблему. Шанс прорекламировать свой регион или какой-нибудь региональный бренд. Да и просто шанс посветить лицом на телеке в самом рейтинговом шоу года.

Для меня это вторая пресс-конференция, первая была в далеком 2016 году, и тогда мне не удалось воспользоваться ни одним из этих шансов. Просто потому, что я тогда не обладал достаточным опытом. Но в этот раз я хорошо подготовился. И все равно, часть возможностей упустил.

О чем спросить?

Какой вопрос задать Президенту? Чтобы и небанальный, и какую-то проблему поднимал, и при этом не опускал руководителя воюющей державы до уровня замглавы небольшого муниципалитета. В этом году задачу и пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову, и журналистам обеспечил отечественный искусственный интеллект, который проанализировал больше двух миллионов вопросов, поступивших на прямую линию от граждан нашей большой страны. Так мы выяснили, что пермяков больше всего волнуют вопросы ЖКХ, здравоохранение и пенсии. Но если посмотреть на другие регионы – почти у всех набор плюс-минус такой же.

О чем спрашивали Путина пермяки? О росте цен и тарифов. О телетрапах в аэропорту Большое Савино, которые который год не может запустить федеральный подрядчик. Внезапно о нехватке коек для лечения рассеянного склероза (я справлялся у краевого минздрава – у нас нет очереди на получение медицинской помощи по этому профилю). Много мелких вопросов, которые волнуют людей на местном уровне, но до сих пор не решены совсем не потому, что местным чиновникам не хватает пинка от Президента. Кажется, что вопрос про телетрапы – самый подходящий. Региональные власти бьются с ним давно, и мяч сейчас на стороне федералов.

Спросить про мигрантов? Для Перми это точно не главная проблема, во многом искусственно раздутая, да и скорее всего спросят про это без меня (и спросили в итоге). Про экологию! Наконец-то сдвинулось с мертвой точки решение проблемы с шахтами КУБа, которые больше 20 лет загрязняют местные реки, но кажется, что до сих пор не хватает в этом какого-то системного решения на федеральном уровне. Пока действуем в основном силами пермских ученых.

Ну и многодетные. Вопрос про них прозвучал в итоге, потому что проблемы везде одни и те же: если доход семьи чуть выше положенного – всё, никаких пособий, а отдых большой семьей даже внутри России – неподъемная роскошь. Владимир Путин пообещал проработать вопрос, чтобы многодетным возвращалась часть НДФЛ и поручил разобраться в случаях отказов авиакомпаний предоставлять скидку в 50 процентов на билеты детям из многодетных семей под предлогом специальных тарифов.

Как попасть на глаза Пескову

Вопрос мне, в итоге, как я ни размахивал своими плакатами, задать не удалось. Виной тому мое желание пообщаться с известными военкорами и просто старыми знакомыми. В зал я зашел слишком поздно, чтобы занять «козырное» место в первых рядах.

Сразу скажу: режиссура на прямой линии если и есть, то весьма условная. У Пескова, по-видимому, есть какой-то обязательный набор российских и зарубежных СМИ, которым просто надо дать слово. И появление популярного у детей блогера Влада Бумаги тоже вряд ли было для него неожиданностью. Но большая часть вопросов – чистая импровизация. Какому-нибудь вражескому NBC даже пресс-секретарь Президента России не сможет надиктовать что спрашивать, и в каком тоне.

Именно зная, что шанс задать вопрос Путину не иллюзорен, журналисты бьются, кто во что горазд: рисуют плакаты, кричат из зала (Путин трижды дал слово таким крикунам, несмотря на протесты Пескова), одеваются в яркие национальные костюмы. В 2016 году, я помню, на журналистов жутко ругались операторы: плакаты и перфомансы просто закрывали Первое лицо в объективах. Поэтом пришлось ввести жесткие правила: никаких флагов, никаких плакатов больше формата А4, не вставать, пока говорит Президент.

Поэтому ищут лазейки. Кто-то умудряется протащить плакаты большего размера (к слову, нарушителями оказались коллеги из Омска с плакатом размера А3 с надписью «Омск – молодежная столица России»). Если повезет оказаться рядом с человеком, которому дали слово, этим шансом надо пользоваться. Путин смотрит на него, все камеры наведены на счастливчика! А значит, срочно нужно ткнуть свой плакат поближе к лицу выступающего. Получается не всегда красиво.

Александр Малькевич, журналист, член совета по правам человека при Президенте РФ:

- Вы где-нибудь видели в мире, чтобы руководитель страны проводил такие пресс-конференции, с таким количеством журналистов, причем, представляющих в том числе недружественные страны, недружественные СМИ? Мы с вами могли бы выступить или хотя бы побывать на пресс-конференции какого-нибудь Макрона или Шольца? Нет, конечно. Нас просто вообще не пустят – сначала в страну, потом на пресс-конференцию. А у нас реальная свобода слова.

Мой плакат в итоге попал в объектив Первого канала – в прямом эфире я призвал страну голосовать за Пермь в выборе молодежной столицы России в 2025 году. Это не то, с чем я бы обратился к Президенту, но грех не использовать свои несколько секунд славы в самом рейтинговом шоу страны для продвижения родного региона. «Пермская пропаганда!», – отреагировал на мой спич московский журналист. Да, это она.

Инструкция к применению

Несколько советов, которые повысят шансы журналиста на успех:

- приходите заранее. Если сбор и регистрация журналистов объявлена в девять утра, приходите к восьми. Хотя даже это не гарантирует вам первое место в очереди из сотен и сотен ваших коллег. Чем раньше вы окажетесь в зале, тем больше шансов выбрать место в прямой видимости у Президента. А это уже половина успеха;

- вопросов лучше приготовить несколько. Всегда есть риск, что тот, который придумал ты, задаст кто-то другой. Имейте запасной вариант. Все вопросы лучше выучить наизусть: от самопредставления в начале и до «спасибо» в конце;

- не пейте много перед пресс-конференцией, особенно кофе. Вместо воды с собой лучше взять леденцов. В туалет вас, конечно, отпустят, но эта отлучка снижает ваши шансы на успех;

- пауэрбанк для телефона, запасную батарею для фотоаппарата забывать нельзя. Никогда не знаешь, какой рекорд по времени общения с журналистами Президент поставит в этом году;

- ручку и бумагу формата А4 вам дадут, но плакат лучше напечатать заранее. Яркий, контрастный, с крупными буквами и емкой, броской надписью (мне больше всех понравился парень в национальном костюме с надписью «Буряты не бегут», он был очень расстроен, что на него в итоге не обратили внимания). И еще кое-что неочевидное: лучше, если печать будет с двух сторон: так она может попасть в объективы камер, которые установлены за спинами журналистов.

Искренность и надежда

Главное впечатление от мероприятия – в какой хорошей физической и моральной форме пребывает Президент. Больше 4,5 часа без бумажек и заготовок он бодро, когда шутливо, когда строго, но в целом очень неформально общался с журналистами. С большим сочувствием к людям и тем проблемам, о которых они рассказывают.

После начала СВО Президент, по его собственному признанию, «стал меньше шутить и почти перестал смеяться». Действительно, общая тональность встречи была как будто слегка философской, но это не помешало Путину процитировать Влада Бумагу и ввернуть пару анекдотов, подарив интернету очередной мем: «О доме надо думать!».

Он искренне признается, что сейчас думает о том, что февраль 22-го должен был случиться раньше, но в целом не сомневается в том, что Россия на правильной стороне истории и не боится за ее будущее.

В этом году впервые объединили два формата – прямая линия (общение главы государства с народом) и пресс-конференция (общение с журналистами). В итоге случился перекос в сторону вопросов от медиасообщества, вопросов от жителей было сильно меньше. И это как будто правильно. На вопросы про рынду и холодные батареи пусть губернаторы и мэры отвечают, благо они сейчас тоже с народом на регулярной основе общаются. Как Путин научил.

Автор: Алексей Бурков