От Усьвинских столбов до фестивалей: итоги туристического сезона подвели в Прикамье

Министерство туризма подвело итоги туристического сезона в Пермском крае и поделилось данными с краевой газетой «Звезда».

По информации Росстата, за январь–июнь 2025 года турпоток в регион составил 765 тыс. поездок, превысив результаты 2024 года (745 тыс.) на 3% и 2023 года (529,7 тыс.) — на 45%. Количество туристов, остановившихся в гостиницах и других средствах размещения, достигло 454 тыс. человек, что на 3% выше, чем в 2024 году, и на 30% выше, чем в 2023-м.

По данным Travelline, около 28% гостей составляют жители Пермского края, 20% — Свердловской области, 16% — Москвы и Подмосковья, 5% — Санкт-Петербурга. В целом соседи по Уралу и Поволжью обеспечили порядка 30% турпотока.

Весной и летом 2025 года основной интерес туристов традиционно был сосредоточен на природных достопримечательностях — Ветлан, Полюд, Усьвинские столбы, Каменный город. Популярными стали Кунгур, Чердынь, Соликамск, Пермь и Губаха. Событийный календарь региона включил 59 фестивалей, в числе которых «Просвет», «Небесная ярмарка» и «Строганов Фест на Каме». Средний чек туриста вырос, что отражает общее повышение стоимости услуг в сфере сервиса.

«Вклад туризма в экономику региона по итогам сезона мы сможем оценить ближе к концу года, когда, в том числе, станет понятен объем сборов по туристическому налогу, который в 2025 году ввели 10 муниципальных образований Пермского края. Между тем, вклад туризма в ВРП Прикамья по состоянию на 2023 год оценивался Росстатом в 2,0% (более свежие данные пока не предоставлены)», — отметили в министерстве по туризму Прикамья.

В ведомстве подчеркнули, что по итогам 2024 года среди муниципалитетов лидерами по нагрузке являлись Суксунский и Пермский округа, а также Березники. В Суксуне, где расположен курорт «Ключи», среднегодовая загрузка номеров составила 70%, а число ночевок на одного туриста достигло 8,6 против среднекраевого уровня в 4,2. На каждого жителя округа приходилось 1,7 туриста в год — самый высокий показатель в регионе. В Пермском округе (где находится санаторий «Усть-Качка» и располагается почти половина всех глэмпингов края) загрузка номерного фонда составила 33%. На одного местного жителя округа пришлось 1,1 туриста, что является вторым результатом среди муниципалитетов. Схожая ситуация наблюдалась и в Перми, которая сформировала порядка 37–40% всего туристического потока края. В городе на каждый номер пришлось около 0,9 человека в день, а среднегодовая загрузка гостиничных мест составила 42%.

В 2025 году значительный интерес вызвали этно- и гастротуризм, чему способствовало празднование 100-летия Коми-Пермяцкого округа. Временное закрытие Кунгурской ледяной пещеры стало сдерживающим фактором, хотя муниципалитет предложил около 30 альтернативных объектов для посещения. Это семейные ремесленные мастерские, локации, связанные с промышленным туризмом.

Ключевыми направлениями развития на 2026 год определены автотуризм (утверждена программа развития до 2035 года), гастротуризм (регион вошел в число пилотных в федеральной программе АСИ «ПроЕДУ по России»), промышленный, активный, культурный, медицинский и горнолыжный туризм.

«В части цифровых решений ведется работа по масштабной модернизации Туристического портала Пермского края, планируется реализация проекта дополненной реальности на туристических локациях края», — поделились планами в министерстве по туризму.

Упор также будет сделан на развитие туристской инфраструктуры в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В том числе, продолжатся развитие комплекса «Губаха» (новая гостиница и коттеджи на 144 номера, расширение горнолыжной зоны, СПА, рестораны и конференц-залы, ожидаемый турпоток — 300 тыс. человек в год), строительство 4-звездочного отеля в центре Перми на 198 номеров с прогнозом 27,2 тыс. туристов в год.

«Продолжится обустройство природных локаций совместно с Дирекцией особо охраняемых природных территорий. Для привлечения турпотока будет вестись обширная деятельность по продвижению туристического потенциала региона в рамках федеральных и международных форумов, выставок, прием блог-туров, рекламных туров», — подытожили в ведомстве.

Автор: Анастасия Кузнецова