От аферистов защитят скепсис и спокойствие

Мы не раз рассказывали на страницах «Звезды» о способах, с помощью которых телефонные мошенники выманивают у доверчивых граждан деньги. Но тема эта, увы, бесконечная: аферисты постоянно выдумывают новые хитроумные схемы. В последнее время читатели жалуются на звонки якобы из Социального фонда о перерасчете страхового стажа, а также от имени страховых компаний о необходимости замены бумажного полиса ОМС на электронный. Рассказываем, как работают эти схемы и как им противостоять.

«Неучтенный стаж»

Эта мошенническая схема рассчитана исключительно на пенсионеров. Преступники с ее помощью ловят людей на уловку о мифической возможности увеличить размер получаемой пенсии. Мошенники звонят потенциальной жертве, представляясь сотрудниками Социального фонда и рассказывают, что в результате проведенной проверки выявился некий «неучтенный стаж». Всем известно, что стаж влияет на сумму получаемой пенсии, поэтому звонящий предлагает оформить заявление на перерасчет пенсии.

Кому не хочется получать больше денег? Но если клюнуть на эту удочку и согласиться, мошенник предложит для удобства пенсионера оформить такое заявление прямо сейчас, в телефонном режиме. Якобы для идентификации необходимо продиктовать код, который поступит в СМС-сообщении. С таким кодом злоумышленники получают доступ либо к аккаунту жертвы на портале «Госуслуги» (18+), либо к банковскому приложению. Итог понятен – либо списание денег с банковского счета, либо получение данных учетной записи на «Госуслугах», что в дальнейшем может также привести к материальным потерям.

Конечно же, сотрудники Социального фонда никогда не будут просить код из СМС-сообщения под каким-либо предлогом. И вообще, никому и ни при каких обстоятельствах такие коды сообщать нельзя, это нужно запомнить как дважды два. Именно такая настойчивая просьба должна сразу включать сигнал опасности: это мошенники.

Цель – пенсионеры

Вообще, пенсионеров преступники выбирают своей целью чаще всего. Пожилые люди привыкли доверять тем, кто представляется сотрудниками официальных органов, и, как правило, не очень хорошо разбираются в современных информационных технологиях. Предлоги для обмана они выбирают разные, иногда очень циничные, например, говорят о том, что пенсионеру полагается выплата в честь Дня Победы или Дня России.

Что же до схемы с «неучтенным стажем», то сама по себе она известна давно. Лет 10–15 назад в стране существовала масса псевдоюристов, которые давали рекламу о том, что помогают пенсионерам выявить неучтенный стаж и добиться изменения суммы пенсионных баллов и перерасчета пенсии. Но для этого мошенники просили предоставить копии документов.

В финале схемы они либо выманивали средства якобы на оплату пошлин, налогов и неких «экспертиз», либо с помощью полученных документов оформляли на имя жертвы кредиты и исчезали.

Сегодня преступники с помощью цифровых технологий существенно сократили путь до одного-единственного звонка. Обязательно предупредите своих пожилых родственников о том, чем могут грозить звонки с незнакомых номеров.

Полис ОМС

Эта достаточно новая мошенническая схема рассчитана уже на более широкий круг граждан. Телефонные аферисты представляются сотрудниками страховых компаний, которые выпускают полисы обязательного медстрахования (ОМС). Они сообщают, что необходимо заменить бумажные полисы ОМС на электронные. Как вариант, утверждают, что срок действия полиса истек и его нужно срочно продлить (очень похоже на схему со звонком от якобы «мобильного оператора» о необходимости продлить действие СИМ-карты, о которой мы рассказывали в №17 от 3 мая 2024 года).

Добившись согласия человека, звонящий уверяет: для завершения этих действий необходимо установить на смартфон мобильное приложение, якобы выпущенное Минздравом РФ. И если человек зайдет по полученной от мошенника ссылке и скачает такое приложение, он установит на своем гаджете вредоносную программу, которая дает злоумышленникам доступ к мобильному банку.

Этот способ обмана очень опасен. Во-первых, от человека не требуют продиктовать код из СМС-сообщения, многие уже прекрасно усвоили, что такая просьба – важнейший признак готовящегося преступления. Во-вторых, неподготовленному человеку сложно определить, что приложение – опасная подделка, оно оформлено так, чтобы максимально походить на приложение Минздрава.

Здесь нужно запомнить главное: полисы ОМС для граждан России являются бессрочными. Замена их бумажной версии на электронную – дело абсолютно добровольное, и сделать это можно легко и просто через портал «Госуслуги». При получении электронного полиса застрахованному лицу придет QR-код, который можно предъявлять как полис в любой больнице или поликлинике. Услуга бесплатна и не требует установки приложений.

Если есть какие-то вопросы или сомнения, лучше просто прекратить разговор со звонящим и самостоятельно перезвонить в страховую компанию, которая выдала вам полис. Ее телефон указан на самом полисе ОМС, а также в разделе «Здоровье» на тех же «Госуслугах».

В любом случае напоминаем главный совет: никогда не принимайте важных решений сразу, в ходе беседы со звонящим, кем бы он ни был. Всегда лучше взять паузу и подумать. Спокойствие, взвешенность, здоровые сомнения и скепсис – лучшая защита от аферистов.

В случае если мошенники уже получили ваши персональные данные, нужно срочно заблокировать доступ к «Госуслугам» и банковским счетам. Также необходимо связаться с банками, и если какие-то операции по вашим счетам уже проводились без вашего ведома – требовать их отменить. Параллельно есть смысл обратиться в полицию с заявлением по факту мошеннических действий. Да, телефонных мошенников ловят нечасто, но попытаться стоит.

К слову, во всех этих историях есть вопросы и к информационной безопасности банков и официальных государственных структур. Ведь где мошенники получают список телефонов своих будущих жертв, да еще и зачастую с указанием фамилии, имени и отчества владельца номера? Конечно, в результате утечки персональных данных. И если такие данные перестанут «сливать», о телефонных мошенниках мы будем слышать гораздо реже.

Автор: Ирина Шалимова