«Художники все самовлюбленные болваны. Каждый художник – самый крутой. Это надо учитывать в диалоге», – гласит первый пункт инструкции «Как разговаривать с художником», которая встречает зрителей при входе в выставочный зал.
Этот самоироничный текст написан художницей Ланой Брайт по мотивам собственной жизни и опыта общения с коллегами по художественному цеху. На выставке вообще очень много личного, ведь отобранные работы, по задумке кураторов, должны помочь зрителю ответить на вопрос, кто такой художник, и приоткрыть тайны творческого процесса.
– Это такая большая саморефлексия, мы пригласили художников в исследовательский процесс. Что для них значит творчество, как они себя в нем ощущают, чем вдохновляются и чем окружают себя, как вообще можно описать их день. Нам было интересно, как они смогут увидеть это со стороны. Вообще, не каждый автор готов этим делиться. Но те, кто согласились на этот эксперимент, помогли нам создать очень объемную картину «Дня художника». По сути, здесь зритель может видеть кухню творческого процесса, где главным объектом творчества становится сам творец, – рассказывает со-куратор проекта Элла Наруллина.
Среди работ можно увидеть несколько автопортретов, например, Максима Каеткина, Александра Казначеева, Максима Нурулина. Это довольно традиционный способ взглянуть на себя со стороны. Но на выставке много и портретов художников, написанных коллегами по цеху – тот самый случай, когда они смотрят не только на самих себя, но и друг на друга.
– Юлия Трубина предоставила нам несколько портретных работ, посвященных коллегам, в том числе очень атмосферный портрет Максима Титова «…и тоска пройдет», где детально и иронично прописан антураж творческого процесса: художник сидит в резиновых сланцах в окружении пустых тюбиков краски. Яна Дорофеева написала Татьяну Нечеухину: фигура в белом со связкой ключей в руках. И хотя в названии и описании работы нет прямых указаний, но образ Татьяны Тимофеевны, которая для многих молодых художников стала наставником и вдохновителем, читается, конечно. Поэтому мы разместили их работы рядом, в соседних блоках экспозиции, получилась такая неочевидная визуальная перекличка, диалог, – обращает внимание Элла.
Зрители видят конечный результат творческого процесса, будь то картина, скульптура или инсталляция. И некоторые работы действительно рождаются в легкости, а другие проходят множество авторских редакций. Этот процесс тонкого подбора нужных цветовых и графических решений наглядно показывает видеоинсталляции Татьяны Нечеухиной, в которой динамично меняются более 20 версий одного холста.
Еще один тематический пласт «Дня художника» – бытовые сюжеты, интерьеры и детали мастерских. По сути, та среда, в которой авторы работают: не только собственно пишут, но и формулируют идеи. И это тоже много говорит о личности художника: если у Максима Нурулина это заснеженные виды из окна деревенского домика, банная печка и уборка картошки на огороде, то на полотне Елены Постновой – интерьер прохладной мастерской (работа называется «Холодно»).
Можно бесконечно рассуждать о том, что хотел сказать автор, но в данном случае 17 художников дали зрителю возможность подойти максимально близко и пристально рассмотреть их. А чтобы не возникло трудностей перевода, каждый сопроводил свои работы цитатой о сути творчества. Чтобы фраза «я художник, я так вижу» стала нам, зрителям без явных художественных талантов, хотя бы немного понятнее.
Выставка «День художника» продлится до 22 февраля.
Татьяна Нечеухина:
– Занятия живописью – это всегда диалог с собой. И каждая последующая работа – продвижение к месту встречи памяти с будущим.
Елена Постнова:
– Когда я открываю дверь мастерской, вся «эта» жизнь остается за порогом, и начинается «та», другая, всегда существующая в мечтах. Наступает идеальный день художника. Я часто смотрю в окно и вижу, как город уходит в сумерки, постепенно погружается в ночь. Возникает ощущение, что пейзаж за окном – часть мастерской, что мастерская захватывает и Пермь вокруг. Здесь меня вдохновляет все. Всегда было трудно найти время: обстоятельства не дают надолго остаться в мастерской, почти не оставляют такой возможности. Но ты борешься, отказываешься порой даже от того, от чего, кажется, невозможно отказаться, – от ежедневных обязанностей, из которых состоит наша повседневность. А мастерская существует за ее пределами как сакральное место художника.
Максим Каеткин:
– С некоторых пор я живу без особенных событий. Со стороны моя жизнь может показаться очень даже скучной. Однако я сам так не считаю. Я, работая над картинками, погружаюсь в пространства, которые изображаю, пытаюсь при помощи красок передать нечто, возможно, одному мне понятное. И как только наступает момент, когда я вижу, что добился этого чего-то неуловимого, я ощущаю радость, которую трудно сравнить с другими ощущениями. Настоящий День Художника. В такой я иду покупать краски.
Виктория Ушакова:
– Бывает, придумаешь картинку, уже знаешь, что сделаешь и зачем, но тот день, когда нашел как ты ее решишь – это и есть день художника, как по мне. И если вы когда-то на улице встретите летящего человека, этот будет тот самый художник, который придумал как!
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Автор: Аника Рик