СТРОИТЬ БОЛЬШЕ
– Дмитрий Николаевич, какие проекты, реализованные за последний год, на ваш взгляд, наиболее заметно повлияли на качество жизни людей в Пермском крае?
– Отвечать на такой вопрос всегда не очень просто, потому что у каждого человека свое восприятие того, что улучшилось в его жизни. Поэтому всегда говорю, что все дела очень важны – будь то крупный инфраструктурный объект или появление освещения на какой-то конкретной улице. Если позволите, я буду мерить пятилетками, потому что сейчас как раз пять лет мы с вами проработали, и, спасибо за поддержку жителям Пермского края, которые проголосовали за то, чтобы поработать вместе еще пять лет.
В последние годы мы делали акцент на строительстве образовательных учреждений – их построено 60. Снижать темпы стройки мы не будем, хотя будем учитывать демографические процессы. Благодаря поддержке правительства Российской Федерации, администрации президента будем, и много, ремонтировать.
У нас большой план по ремонтам больниц: хотим к 2030 году максимально отремонтировать стационары. Для приведения в порядок наших больниц в регионе запущена и работает программа «Качественное здравоохранение».
ЗАЧЕМ НАМ СТОЛЬКО ШКОЛ
– Вы сказали, что строить школы надо с учетом демографического фактора. Действительно, «бэби-бумы», которые сформировали нехватку школ и детсадов в свое время, меняются спадами рождаемости. И может возникнуть вопрос: зачем нам столько школ?
– Давайте честно: что первично – условия для того, чтобы все больше детей появлялось, или сначала пусть появятся дети? Вы же помните, когда был введен материнский капитал, пик рождаемости был примерно в 2013 году. И тогда мест в детских садах фактически не было. Является ли это то сдерживающим фактором для того, чтобы появилось больше детей? Абсолютно да. Так вот надо сделать так, чтобы больше таких сдерживающих факторов не было. Это раз. Второе: конечно, хочется строить не только там, где появляются новые микрорайоны – Пермь и крупные города – но и там, где дети тоже имеют право ходить в школу с не худшими условиями. В Нытве сейчас дети ходят в школу 1940-х годов постройки. Они имеют право на новую школу? Да. Мы обязаны эту школу построить? Да, обязаны, и мы ее построим.
– Но вы согласны с тем, что есть так называемые малокомплектные учебные заведения?
– Согласен, что ряд таких объектов есть. Есть детские сады, которые сейчас, скажем так, не востребованы. Но я категорически против того, чтобы они закрывались. Мы не должны повторять ошибок начала 1990-х годов, когда такие детсады были просто проданы. Разбазарили все эти объекты, а потом начали снова строить. Нам надо постараться сохранить такие объекты. Может быть, пока перепрофилировать под дополнительное образование, сделать молодежные центры. Но еще раз повторю: я категорически против, чтобы мы консервировали какой-то образовательный объект и просто его не использовали.
«КОМФОРТНЫЙ КРАЙ»
– Говоря об относительно небольших, но важных для жителей делах, нельзя не вспомнить проект «Комфортный край». Как он будет развиваться?
– «Комфортный край» – проект, который направлен на муниципальные образования. Это относительно небольшие дела, которые решают на местах проблемы, копившиеся годами и на которые у муниципалитета по тем или иным причинам нет средств. Поэтому мы несколько лет назад стали проводить работу с муниципальными образованиями, узнавали у них: что вы хотите? Начали смотреть соцсети и другие каналы обратной связи: а что люди хотят? Тогда мы увидели один и тот же перечень проблем. Хотя на самом деле мы сами все родились, живем и работаем здесь, все и так было понятно. Нам надо было ремонтировать тротуары, налаживать освещение, ремонтировать школьные дворы, сельские дома культуры. Строить или ремонтировать детские школы искусств, музыкальные школы, спортивные объекты. Нужно улучшать обращение с твердыми коммунальными отходами. Все это вылилось в проект «Комфортный край», который реализуется фактические уже четыре года и будет продолжен в следующую пятилетку. Сейчас приступили к освещению региональных дорог в пределах поселков, деревень и городов, делая жизнь на селе и в небольших городах более комфортной и безопасной.
– Будет ли как-то меняться проект по мере выполнения тех или иных задач?
– Мы будем постоянно трансформировать проект, исходя из комплексных планов развития территорий, которые приняты до 2030 года и будут продлены до 2035 года. Конечно, советуясь с жителями и следуя их наказам, что нужно сделать.
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ
– Давайте чуть подробнее поговорим о здравоохранении. Строительство новых объектов – это очень здорово. Но остаётся проблема кадрового обеспечения: совсем недавно прошла новость о том, что у нас сохраняется их дефицит. Так ли это?
– На самом деле это не новость. Дефицит врачей был всегда, и в советское время он тоже был. Потому что профессия врача очень непростая, не каждый сможет работать врачом. Врачи – люди особенные, это не только профессия, а призвание. Поэтому к врачам надо относиться бережно. В конце 1990-х и начале 2000-х годов выпускники медицинских вузов не шли в государственную медицину совсем. Сейчас ситуация начинает немного выправляться. Мы видим тенденцию последних лет, что все больше молодых людей сейчас связывают свою судьбу с профессией врача. Этому способствует очень многое. И открытие медицинских классов, которые повсеместно в регионе появились. И расширение числа бюджетных мест как в техникумах, так и в нашем базовом медуниверситете. И краевые программы, где выделяются дополнительные средства на улучшение жилищных условий, и федеральные программы.
– Какие результаты этой работы уже есть?
– 27 муниципалитетов региона улучшили свою кадровую ситуацию в медицинской сфере. При этом мы понимаем, что у нас много возрастных специалистов, люди в силу объективных причин уходят на пенсию. Даже за следующую пятилетку мы, наверное, все вопросы с узкими специалистами не решим, но точно увеличим количество людей, которые будут приходить в отрасль. Наша задача – удержать кадровую обеспеченность и увеличить ее. Одновременно надо нам больше привыкать к современным методам медицинского обслуживания: удаленные консультации, электронная запись и многое другое.
100 ЛЕТ КОМИ-ПЕРМЯЦКОМУ ОКРУГУ
– Есть у нас особенная территория – Коми-Пермяцкий округ, которому в этом году исполнилось 100 лет. Если продолжать мерить пятилетками, какие изменения там произошли?
– Да, весь этот год у нас посвящен 100-летию округа. Естественно, мы старались сделать так, чтобы популяризировать коми-пермяцкий язык и культуру и развивать социальную инфраструктуру. Начиная с элементарных вещей – олимпиады на коми-пермяцком языке, издание книг, словарей и т. д. Что касается социальной инфраструктуры, то был построен хирургический корпус на 80 коек. Появилась детская поликлиника – то есть возник целый комфортный медицинский городок. Появилось и множество ФАПов в территориях округа. В планах – инфекционное отделение, которое пока не в очень хорошем состоянии. В Юрле была достроена многофункциональная больница. До этого она 17 лет, по-моему, строилась – вы только вдумайтесь! Что касается культуры, то помимо мероприятий мы уделили внимание ремонтам. Отремонтировали Центральный КДЦ, помогли привести его в нормативное состояние. По образованию – сделали мастерские аграрного техникума. В планах – строительство и ремонт образовательных учреждений. По спорту – реконструкция стадиона «Парма», лыжероллерные трассы, небольшие спортивные объекты. В планах – строительство ФОКа в Кудымкаре, деньги на это уже заложены в бюджет. Неплохо продвинулись и по дорогам. Продолжим асфальтировать дорогу Юксеево – Коса, которая важна для людей. В общем, не надо останавливаться на том, что юбилейный год прошел. Очень много запланировано, чтобы продолжить развивать эту территорию.
ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
– Следующий год объявлен в России Годом промышленности. Какие точки роста есть у наших предприятий? Какой потенциал им еще можно раскрыть?
– Промышленность, как и вся экономика, подвержена волатильности. Она во многом зависит от кредитно-денежной политики Банка России и Минфина РФ. Поэтому высокие процентные ставки приводят к снижению инвестиционной активности. Есть единичные случаи, когда инициатор сдвигает срок реализации проекта. В прошлом году мы достаточно серьезно выросли по индексу промышленного производства. В этом году есть некоторая объективная «просадка», но она несущественная, потому что у нас база очень высокая. Тем не менее потенциал развития есть. У нас через год-два открывается еще один калийный рудник компании «АКРОН». Активно ведется стройка рудника компании «Уралкалий». Все это очень серьезные инвестиции. У нас много проектов в нефте- и газопереработке, в химии: «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», «Сибур», еще ряд предприятий. Есть большие проекты по машиностроению, как у крупного, так и у среднего бизнеса. Наша ключевая задача – найти возможности для того, чтобы эти проекты были профинансированы.
– Какие это возможности?
– Фонд развития промышленности РФ дает возможность профинансировать проект до 5 млрд рублей, очень хорошая сумма. Это те же самые приоритетные инвестиционные проекты (ПИП), дающие возможность получения земли бесплатно. Это вопросы, связанные с созданием режимов налогового благоприятствования – в частности, в случае особой экономической зоны. Проект этот очень серьезный: обеспечение инфраструктурой, земельными участками площадью более чем 400 га. Фактически это второй промышленный узел, который находится рядом с первым – Осенцовским. Наша задача – в 2025-2027 годах всю эту инфраструктуру создать. Мы получаем возможность строительства достаточно серьезных производственных мощностей, которые будут обеспечены высококвалифицированными рабочими местами. Это тоже наш потенциал, который сейчас раскрывается. Мы всегда открыты для предприятий, мы всегда об этом им говорим, что наша задача – сделать все для того, чтобы они продолжили развиваться, находили новых партнеров, рынки сбыта. В наши соглашения о промышленной кооперации вовлечено уже 600 пермских поставщиков товаров, работ, услуг. При этом нам не стыдно предлагать пермское, а часто мы делаем это с гордостью. Наши промышленники продвинулись в импортозамещении, создании новых технологий. Поэтому мы точно не будем унывать, а будем всячески способствовать тому, чтобы наша промышленность и вся экономика развивались. Ведь это основа для того, чтоб нам исполнять все социальные обязательства, о которых мы говорили в начале.
– Такой механизм как приоритетный инвестиционный проект существует давно, и с каждым годом все больше и больше предприятий к нему присоединяются. Понимаю, когда это делают крупные предприятия, а почему среди небольших он стал так популярен?
– Как раз большие компании меньше выходят на приоритетные инвестиционные проекты. Крупные проекты реализуются с помощью механизма СПИК, специнвестконтракта: там льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль и другие. А вот как раз-таки для средних предприятий приоритетные инвестпроекты – это возможность, помимо земельного участка, получить сопровождение в получении всех разрешений. Сопровождение проектов через Агентство инвестиционного развития способствует сокращению сроков их реализации. Также мы предоставляем и налоговые вычеты для лучшей окупаемости этих проектов. Не может не радовать и то, что около половины ПИП – это проекты в сфере туризма, спорта, образования. Я очень бы хотел, чтобы эти проекты были полностью реализованы.
РАЗВИВАЕМ СУДОХОДСТВО
– Недавно озвучивались новые планы развития судоходства в регионе. Какие задачи сейчас стоят перед этой отраслью?
– Восстанавливать такие капиталоемкие отрасли как судостроение – непростая задача. Это развалить очень просто. Тем не менее результаты есть. Завершается реновация судозавода. Я с осторожностью к этому проекту относился, но сейчас есть заказы, есть потенциал для их увеличения. Думаю, судоверфь сейчас может чувствовать себя максимально комфортно. Если посмотреть, что там произошло внутри, какие условия для труда созданы – это вызывает приятное удивление. Конечно, мы нацелены на то, чтобы создать краевой речной флот. Думаю, люди видят, как появляется причальная инфраструктура, в города заходят трех-четырехпалубные суда. В Соликамске этого не происходило лет 20, а в этом году случилось. Причалы появились также в Хохловке, Краснокамске, в Перми. Появятся и в Ильинском, и в Добрянке, и ниже по течению Камы: Оханск, Оса, Чайковский. Появилось первое судно примерно на 20 мест, оно названо именем реки «Колва». Дальше при появлении судов будем им присваивать имена наших прикамских рек. Задача – в ближайшее время довести количество таких судов до пяти. Проводим реновацию таких судов, как «Метеоры» и «Восходы», которые использовались года по полтора, а потом были законсервированы. Меняем двигатели, салоны, навигационные приборы. Фактически это будут новые суда, и будем, надеюсь, их эксплуатировать на дальние расстояния – в сторону Чайковского, Березников, Соликамска.
О ЧЕМ СПРОСИЛ ПРЕЗИДЕНТ
– В сентябре в Пермь приезжал президент России Владимир Путин. Вы показывали ему презентацию с названием «Опорный край державы», и он на это эмоционально среагировал. А можете рассказать, о чем вы говорили за кадром?
– На самом деле никакого секрета нет, потому что сама встреча была не очень продолжительная. Основное время, когда мы разговаривали с президентом – это путь от «Большого Савино» до Мотовилихи и обратно. О чем говорили? Да обо всем. Потому что наш президент, несмотря на то что очень много у него забот, живо интересуется всем. Естественно, разговаривали про регион и его развитие. Про историю края, в том числе историю завода «Мотовилиха». Всегда, когда он со мной встречается, спрашивает про мою семью, про моих детей, как они в школу ходят, как учатся. Это приятно, потому что это очень человеческая, понятная беседа. И действительно, президент – человек, который располагает к общению.
ВОПРОС-ОТВЕТ
– Дмитрий Николаевич, давайте завершим беседу в режиме блиц-интервью: короткие вопросы – короткие ответы. Первый. Если бы у вас был совершенно свободный от встреч и звонков в день, как бы вы его провели?
– Провел бы со своей семьей, и не важно, где именно.
– Если бы вы могли быстро освоить какой-то навык, что это будет?
– Работа на станке с ЧПУ. Я в школе учился и работал на ряде станков, но они были не современные, поэтому станок с ЧПУ – это интересная история.
– Сколько раз в этом году вам удалось сходить за грибами?
– Целых один раз.
Автор: Владислав Поспелов