Ни дня без строчки

Профессия журналиста сопровождала Гайдара всю жизнь. Он работал в газетах, писал для журналов, был корреспондентом радиостанций.

Красный Воин. Москва. 1927-1928

Журналистикой Гайдар начал заниматься в Перми, два года проработал в газете «Звезда», продолжил работу в Екатеринбурге. Переехав в Москву в 1927 году, он при помощи старого друга Александра Плешко устроился в газету Московского военного округа «Красный воин» (12+). Здесь в рубрике «Житье-бытье» он писал о солдатской службе, о войне, вспоминая поучительные случаи, которые происходили с ним и его сослуживцами, этакие «рассказы старого красноармейца».

Он понимал свою миссию как возможность объяснить воинам-читателям то, о чем они не прочитают ни в одном уставе. «Пехотинец, – писал Гайдар, – должен заботиться о своих ногах, как шофер о машине и больше еще даже: машина испортится, починить можно… а ноги заменить нельзя… а иной растютюй завернет портянки комом, сапоги толком от пес­ка не вытряхнет, в соседнем ручье ног не вымоет, а потом, как пройдет с десяток верст, так и запоет – устал».

В «Красном воине» Аркадий вернулся не только к теме армейской службы и Гражданской войны, но и к своей настоящей фамилии. Некоторые рассказы он подписывал «Арк. Голиков» в надежде на обратную связь: вдруг кто-то из его бывших бойцов прочтет, найдет его и дополнит рассказ своими воспоминаниями. Параллельно он сотрудничал с центральным печатным органом Министерства обороны – газетой «Красная звезда» (12+).

Военная тема стала главной в этот период не только для Гайдара. Вновь обострилась международная обстановка, замаячил призрак возможной войны. В мае 1927 года английская полиция совершила налет на советское торгпредство в Лондоне, в Варшаве был убит полномочный представитель Советского Союза в Польше Войков, премьер-министр Великобритании Чемберлен заявил о разрыве торговых и дипломатических отношений с Россией.

Гайдар уехал, а читателям и журналистам надолго запомнились его замечательные фельетоны, очерки, статьи и сам автор, человек большой и щедрой души и неуемного характера.

Александр Бурлов, журналист из Северодвинска

Под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» начался сбор средств на оборону СССР и строительство воздушного флота. Начальник штаба РККА Тухачевский выступил со статьей

«К маневрам», в которой он призывал к военизации страны. Гайдар, поддержав основную мысль этой знаковой публикации в «Красном воине», размещает там же рассказ «Отпускники» (12+), посвященный тому, что уволенные из Красной Армии бойцы должны обучать односельчан военному делу.

«Если военизировать каждый хутор, – замечал он, – каждое село, чтобы по всему Союзу, повсюду, как бы маленькие крепости были разбросаны со своим гарнизоном из населения, трудно тогда с нами справиться будет, и не посмеют сунуться к нам белые полки со всей своей техникой». В этот период Гайдар начал размышлять о роли молодежи и детей и о том, как их правильно подготовить к будущей войне. Этим уже давно занимались в Европе: в «Польскую военную лигу» в первые дни записалось 400 тысяч молодых парней, а в Японии к армейским маневрам привлекались старшеклассники.

Предчувствие войны не отпускало писателя, этот мотив будет часто звучать в его произведениях. И он уже выбрал направление творчества, начав писать новую приключенческую повесть для юношества. Она называлась «На графских развалинах» (12+) и была опубликована в 1929 году.

Испытано на себе. Архангельск 1929-1930

Прервала погружение в военную тематику поездка к жене в Архангельск. Лия Соломянская сбежала из Перми и от мужа еще в 1926 году, переехав к родителям. Она работала в газете «Волна» (12+), заведовала Домом политпросвещения, в декабре 1926 года родила сына, которого не без участия Гайдара назвала Тимуром. В Архангельске у Аркадия состоялась первая встреча с двухлетним ребенком.

Рассчитывая на воссоединение семьи и постоянный заработок, Гайдар заранее послал в «Волну» свой рассказ «Обрез» (12+). На работу его приняли – опять в качестве фельетониста. То ли памятуя о пермском эпизоде и судебном разбирательством с персонажем фельетона, то ли просто устав от однообразия тем, Гайдар решил переключиться на новый жанр «испытано на себе».

Вот уже восемь лет, как я рыскаю по территории бывшей Российской империи. У меня нет цели тщательно исследовать каждый закоулок и всесторонне изучить всю страну. У меня просто – привычка.

А. Гайдар. «Всадники неприступных гор» (12+)

Архангельск в этот период был преобразован в столицу бескрайнего Северного края, газету «Волна» под сурдинку переименовали в «Правду Севера» (16+). Редакции нужна была неприукрашенная реальность. И Гайдар отправился в серию командировок, в которых он то выдавал себя за студента, то за стивидора (инспектора грузов в порту). А как-то уехал с артельщиками в Пинежскую запань, поступил на работу сортировщиком бревен. Днем подавал бревна в станок, а вечером за самоваром или бутылкой обсуждал с бригадиром дела, пытаясь разобраться в условиях выработки и почему не хватает брезентовых рукавиц и резиновых сапог.

Кстати, и поставленная на стол бутылка водки, и проигранные сплавщикам в карты суммы, и другие траты вписывал в командировочные расходы – и ведь оплачивали! Было еще такое приключение: потерпел аварию французский пароход «Сайд», и Гайдар ушел на спасательном судне на место происшествия. Так Аркадий, известный любитель путешествий, удовлетворял свою жажду нового, из каж­дой поездки возвращаясь полным сил и творческих планов. Сразу садился за стол – за очередную рукопись.

В Архангельске Гайдар закончил свою главную повесть. Изначально она называлась «Маузер», в 1930 году в «Роман-газете для ребят» вышла под названием «Обыкновенная биография». Мы же ее знаем как повесть «Школа» (12+). Эксперты ставят ее в один ряд с книгой Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (12+), трилогией Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (12+).

Кино Гайдара. «На графских развалинах» (12+)



Черно-белый советский фильм по мотивам одноименной повести Аркадия Гайдара, адресованный детской аудитории, вышел на экраны страны в 1958 году. Это был кинематографический дебют режиссер Владимира Скуйбина. Фильм рассказывал историю трех подростков, которые узнают, что в заброшенной графской усадьбе зарыт клад, за которым охотятся бандиты.

В центре повествования судьба мальчишки-сироты по прозвищу Дергач, во время гражданской войны потерявшем своих родителей. Противостояние банде, в составе которой бывший владелец усадьбы, заканчивается обез­вреживанием преступников. Съемки проходили в Подмосковье, на территории ярополецкой усадьбы Гончаровых-Загряжских.

В главных «взрослых» ролях снялись популярные советские артисты – Владимир Сошальский и Борис Новиков. В одной из детских ролей дебютировал актер Семён Морозов, позднее сыгравший немало ролей в кино и активно снимавшийся в киножурнале «Ералаш» (6+). В фильме звучит «Песня солдата» на стихи Евгения Евтушенко в исполнении известного певца Владимира Трошина: «В степях херсонских и в сибирских чащах / На памятниках многих имена. / Прошли года, но кажется все чаще, / Что не прошла гражданская война».

На фото: кадр из к/ф «На графских развалинах» (1958), режиссер: В. Скуйбин, Киностудия «Мосфильм», СССР

Автор: Варвара Кальпиди