Роковое число заставляет задуматься о том, сколько еще могли сделать выдающиеся творцы. У Гайдара, погибшего в бою в 1941 году в возрасте 37 лет, осталось несколько недописанных произведений.
Своей первой книгой Аркадий Гайдар считал свою повесть «Школа» (12+). Ее первое название – «Обыкновенная биография», под таким название первые главы и были напечатаны в 1929 году в журнале «Октябрь» (16+). Но впоследствии автор поменял название и вновь вернулся к нему в 1930 году в поселке Кунцево под Москвой, когда приступил к работе над продолжением «Школы».
Сам о себе писатель говорил: «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Повесть можно воспринимать как подобие мемуаров, так как Аркадий Гайдар описывает непростую судьбу Бориса Горикова (так звали и героя «Школы»), а во многом – свою собственную. События рукописи охватывают период с 1916 по 1918 годы. Отец главного героя ушел на фронт Первой мировой войны, но однажды появился дома, так как дезертировал по политическим соображениям.
Писатель описывает революционную биографию подростка. Он работал над рукописью примерно год, а потом отложил ее написание, увлекшись другими сюжетами. Впервые незаконченная повесть «Обыкновенная биография» была опубликована в сборнике «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» в 1951 году. За автора его дело – жизнеописание писателя – завершил исследователь его творчества Борис Камов, который одну из своих 13 книг, посвященных жизни и творчеству Гайдара, назвал «Обыкновенная биография. Аркадий Гайдар». Она вышла из печати в 1971 году.
Начатая Гайдаром в 1930 году повесть «Синие звёзды» (12+) также осталась незавершенной. Аркадий Петрович начал писать ее в селе Ивня (в те годы это была Курская область, ныне – Белгородская), куда он уехал, чтобы провести время с сыном Тимуром. Деревенские впечатления с одной стороны помогли Гайдару описать сельскую жизнь, а с другой стороны сработали против первоначального замысла.
Думается, вот это настоящее общение с жизнью, с людьми, среди которых Гайдар никогда не наблюдатель, не «человек» с биноклем, а активный участник всего происходящего, и сообщило его книгам такую всепокоряющую жизненную силу.
писатель Борис Полевой
Повесть была задумана как произведение о некоем подобии Павлика Морозова – пионера-героя, по легенде доносившего на своего отца-кулака и жестоко убитого из мести. Однако личные наблюдения над становлением колхозного строя со всеми его перегибами поменяли отношение писателя к теме.
Гайдар рассказывает о девятилетнем Кирюшке, у которого во время аварии на заводе погибает отец. Чтобы отвлечь ребенка от тяжелых переживаний, его отправляют в деревню. Но мальчик постоянно размышляет о том, что должно остаться от человека после его смерти. Повесть осталась незавершенной. Ее публикация в журнале «Пионер» была прервана, хотя читателям было обещано продолжение.
«Книгу я одну – «Талисман» – все-таки еще, вероятно, напишу, потому что было взялся за нее крепко – но, когда напишу, где напишу и чего она мне будет стоить – это все для меня сейчас сплошной туман», – писал Гайдар весной 1936 года. Он хотел написать «солдатскую книгу» о переменчивости солдатского счастья и его зависимости от мелочей и неожиданных поворотов событий. Договор с издательством предполагал, что повесть выйдет осенью, но писатель прервал работу над рукописью.
По одной версии Гайдар сделал выбор в пользу «Судьбы барабанщика» (6+), так как в это время под арестом оказалась его жена Лия Соломянская, да и много вокруг было неожиданных арестов и гибели невинных людей. Ему захотелось тогда, как вспоминают друзья, «защитить хотя бы детей». Другую причину отказа от завершения солдатской книги называет писатель Рувим Фраерман, и она связана с выходом в свет в 1937 году повести Валентина Катаева «Шёл солдат с фронта» (6+) со схожим сюжетом.
Повесть с ярким названием «Бумбараш» – по имени главного героя – осталась в черновиках. Действие происходит на юге России, где идет гражданская война и орудуют банды. «Изба – раз. Жениться – два. Лошадь с братом поделить – три. А земля будет. Земли нынче много. Революция», – размышляет возвращавшийся из австрийского плена Семён Бумбараш. Однако родные, считавшие его убитым, продали недостроенный дом, невеста Варя вышла замуж за Гаврилу, местного предводителя отряда самоохраны, сотрудничающего с бандитами, власть в селе постоянно меняется – приходят то красные, то белые, то зеленые.
Мне исполнилось 36 лет. Из чего они складываются? 1.Рожденье. 2. Воспитанье. 3. Воеванье. 4. Писанье.
Аркадий Гайдар из письма Рувиму Фраерману, 1940 год
«Впервые он никуда не рвался, не торопился: ни с винтовкой в атаку, ни с лопатой в окопы, ни с котелком к кухне, ни с рапортом к взводному, ни с перевязкой в лазарет, ни с поезда на подводу, ни с подводы на поезд». Но судьба подкинула Бумбарашу немало приключений опасных и забавных, они и составляют сюжет. Первое название – «Талисман» осталось как деталь: талисманом для неприкаянного солдата служат три звезды на небе.
Звезда – один из любимых символов писателя, он часто рисовал звезду на страницах рукописей. Впервые написанные автором две главы опубликовали в 1951 году. В СССР имя Бумбараш стало известно и даже популярно после выхода в 1972 году одноименного двухсерийного телевизионного фильма с Валерием Золотухиным в главной роли.
Кино Гайдара
Советский фильм «Бумбараш» (18+) снимали на Киевской киностудии имени А. Довженко. Изначально картина подверглась жесткой цензуре, и ее даже хотели запретить к показу. Когда картину удалось отстоять благодаря вмешательству сына писателя контр-адмирала Тимура Гайдара, ветераны Октябрьской революции и Гражданской войны завалили телевидение гневными письмами: «Создатели картины попрали коммунистические идеи и извратили события юности бойцов с контрреволюцией».
На самом деле трагикомедия, основанная на неоконченной повести «Бумбараш» и других военных произведениях Гайдара, по духу более всего напоминала «Бравого солдата Швейка» (12+) Ярослава Гашека. Авторы фильма сохранили сатирический дух, который пропитывал «Бумбараша», ввели новых героев, в частности, появилась колоритная атаманша в исполнении Екатерины Васильевой. Сценарист Евгений Митько дописал сюжет гайдаровской повести, добавив трагические моменты. Особую привлекательность фильму придали песни барда Юлия Кима (в титрах он значится как Юрий Михайлов).
С тех пор его куплеты «Наплевать, наплевать, надоело воевать», «Ходят кони над рекою, ищут кони водопою», «Как за меня матушка всё просила Бога» знает и поет ни одно поколение зрителей. Интересно, что съемки фильма проходили именно в тех местах, где 26 октября 1941 года погиб Аркадий Гайдар. Он был похоронен в пяти метрах от железнодорожного полотна неподалеку от города Канев Черкасской области Украины. Машинисты паровозов, проезжая мимо места гибели писателя, давали приветственный гудок.
Автор: Варвара Кальпиди