Наталья Гурова: Мы заинтересованы в сохранении бизнеса

С начала следующего года в России начинают действовать изменения в налоговом законодательстве, которые несут, с одной стороны, некоторые послаб­ления для бизнеса. С другой, часть из них вызывает у предпринимательского сообщества определенные опасения. О наиболее значимых нововведениях и работе с бизнесом мы поговорили с руководителем УФНС России по Пермскому краю Натальей Гуровой.

– Наталья Владимировна, какие изменения в Налоговом кодексе РФ вступают в силу с нового года и, на ваш взгляд, являются наиболее существенными?

– С 1 января 2025 года вступит в силу ряд масштабных изменений, затрагивающих все основные налоги и налоговые режимы. Самые важные нововведения затрагивают НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН. Наиболее значимые, на мой взгляд, –обязанность «упрощенцев» платить НДС и увеличение ставки по налогу на прибыль организаций до 25 процентов.

Отмечу, что у нас больше 80 процентов налогоплательщиков применяют упрощенную систему налогообложения. И на протяжении последних нескольких лет от бизнес-сообщества был запрос на увеличение лимита доходов, который позволит работать на УСН. Этот лимит с нового года вырастет более чем в два раза, и применять «упрощенку» сможет большее количество организаций. Это то, что бизнес хотел и просил.

Что касается увеличения налоговой нагрузки, обязанность платить НДС при доходе свыше 60 млн рублей – эта мера, по нашим данным, исходя из деклараций за 2023 год, затронет лишь три процента налогоплательщиков. При этом налогоплательщику предоставлена альтернатива. Можно выбрать обычные ставки НДС – 20 процентов (десять процентов) или пониженные: пять процентов при доходе от 60 млн рублей до 250 млн руб­лей в год и семь процентов при доходе от 250 млн рублей до 450 млн рублей в год.

Цель этих изменений – создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на отказ от схем дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становилась конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушало принцип равенства в налогообложении.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут применять льготы по НДС при предоставлении услуги общепита, пассажирских перевозок, образовательных и медицинских услуг и т.д. Также вводится новая прогрессивная шкала налого­обложения НДФЛ в зависимости от вида и суммы дохода, полученного физическими лицами. Это изменение широко обсуждалось, я хочу отметить, что повышение налоговой нагрузки затронет ограниченный круг налогоплательщиков.

Мы понимаем, что заработную плату свыше 2,4 млн руб­лей в год получают далеко не все, и, по нашим расчетам, изменения коснутся порядка трех процентов плательщиков НДФЛ.

Важно, что одновременно с этим будут усилены меры социальной поддержки, которые направлены на поддержку незащищенных слоев населения. В частности, увеличатся размеры стандартных налоговых вычетов на детей, то есть на второго, третьего ребенка и последующих детей сумма вычета выросла в два раза, а порог дохода увеличен на 100 тысяч рублей и будет составлять 450 тысяч.

– Еще одно изменение связано с «налоговой амнистией» при дроблении бизнеса. В чем его суть?

– Суть «налоговой амнистии» заключается в следующем: если бизнес добровольно в 2025 – 2026 годах откажется от дробления, то уплата обязательств по налоговым проверкам за 2022–2024 годы будет прекращена. При этом добровольным отказом от дробления бизнеса следует считать расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов и других показателей всей группы лиц, которые нужно соблюдать для применения спецрежимов (УСН, ПСН). Налогоплательщику необходимо оценить правомерность применения данных режимов, исходя из новых лимитов по ним, не забывая про уплату НДС при превышении установленного порога.

Здесь тоже все закономерно, эти вопросы обсуждались на протяжении нескольких лет. Когда малый и средний бизнес дробился, чтобы все-таки сохранить право применения спецрежимов, мы это на определенном этапе замечали и доначисляли налоги по общему режиму за три года. Плюс время на проведение проверки, перенастройку процессов, и получалось, что бизнесу, не имеющему больших оборотных средств, необходимо было одномоментно заплатить налоги сразу за пять лет. То есть спорили не с самой схемой дробления, а с невозможностью внести всю сумму сразу.

«Налоговая амнистия» – это мягкий переход и обеление. Мы сегодня как никогда заинтересованы в том, чтобы максимально сохранять бизнес. И это законодательный шаг в сторону налогоплательщиков, чтобы они могли грамотно и заранее перестроить свои бизнес-процессы. Подчеркну, что «налоговая амнистия» за 2022-2024 годы невозможна, если налогоплательщик не отказался от применения схемы дробления бизнеса в последую­щие периоды своей деятельности.

– А если у человека несколько компаний из разных сфер деятельности, считается ли это дроблением?

– Если это объективные хозяйственные взаимоотношения, никоим образом искусственно не направленные на неуплату налогов, то этот вопрос сразу снимается. Если все налоги платятся так, как это должно быть, если все фирмы самостоятельны и каж­дая выполняет функционал в соответствии со своим видом деятельности, то проблем не будет.

– С нового года в досудебном урегулировании налоговых споров будет введено такое понятие как «лёгкая жалоба». Как будет работать механизм?

– Все мы люди, и случается, что наши инспекторы при осуществлении своих полномочий, проведении контрольных мероприятий, по мнению налогоплательщика, совершают нарушения или ошибки. И в этом случае налогоплательщик в электронном виде и в упрощенном порядке может подать «лёгкую жалобу», которая поступит в налоговый орган, породивший спорную ситуацию.

Он должен рассмотреть жалобу в течение семи рабочих дней. Если в данный срок налоговый орган не удовлетворяет «лёгкую жалобу», то она автоматически перенаправляется в Управление для рассмотрения в обычном порядке. Инструмент хорош тем, что жалобу будет рассматривать непосредственно тот налоговый орган, который нарушил какие-то процедуры. То есть разбирается и принимает решение сам налоговый инспектор. И если человек действительно допустил ошибку, у него есть возможность выявить ее, исправить и не допус­кать впредь. Поэтому одним из положительных моментов станет улучшение качества работы конкретных сотрудников на местах. Система будет нацелена на то, чтобы максимально стараться разрешить конфликтную ситуацию, чтобы она не ушла выше, где будет рассматриваться с особой критичностью.

Поэтому сегодня выстроена работа с инспекторами. У нас прошло большое количество стажировок, в проведении которых приняли участие лучшие сотрудники управления и даже центрального аппарата. Мы осуществляем обучение по разным направлениям деятельности – как основным профессиональным, так и надпрофессиональным. Учим критически смотреть на свои ошибки, по-другому коммуницировать с налогоплательщиками, разбираться в существе вопроса, чтобы уметь оперативно исправлять недочеты и не создавать для налогоплательщика дополнительные издержки. В «лёгких жалобах» мы готовы конструктивно и критично смотреть на свою работу.

– Долгое время налоговая служба воспринималась как некий карательный орган, который при возникновении финансовых затруднений у налогоплательщика инициировал процедуру банкротства. Сейчас же все чаще используется такой инструмент как реструктуризация. Что он дает и службе, и налогоплательщикам?

– Реструктуризация долгов позволяет налогоплательщикам не только избежать банк­ротства, но и сохранить свои активы, восстановив финансовую стабильность. В этом случае налоговые органы выступают партнерами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности.

Экономические выгоды от такого сотрудничества очевидны. Один из главных результатов – увеличение налоговых поступлений, даже если они поступают не в полном объеме сразу. В долгосрочной перспективе предприятия, получившие реструктуризацию, могут улучшить свою финансовую устойчивость и наладить платежи.

Наиболее доступным вариантом реструктуризации долга является получение отсрочки или рассрочки в рамках главы девятой Налогового кодекса РФ.

И даже в случаях, когда по каким-либо причинам получение рассрочки невозможно – с налогоплательщиком может быть проработана иная стратегия погашения долга, в том числе, когда заявление о банк­ротстве уполномоченным органом уже подано в арбитражный суд или будет направлено в ближайшее время.

Налогоплательщики, попавшие в сложную ситуацию, уже оценили такое взаимодействие. Мы наблюдаем ежегодный рост предоставленных рассрочек по уплате налоговых платежей и заключаемых с налоговым органом мировых соглашений.

Так, по итогам 2023 года в отношении налогоплательщиков, состоящих на учете в Пермском крае, принято 65 решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) на сумму 1,2 млрд рублей. В сравнении с 2022 годом количество положительно принятых решений увеличилось в 2,7 раза. За три квартала 2024 года принято решений о предоставлении рассрочки на сумму 589,9 млн рублей, что почти в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Поступления в бюджет от согласительных процедур за 2023 год составили в совокупности 950 млн рублей и в сравнении с 2022 годом выросли в 4,4 раза. За девять месяцев 2024 года поступило уже 774 млн рублей, что больше аналогичного периода 2023 года в два раза.

– А какова на данный момент ситуация с налоговыми спорами? Уменьшилось либо, напротив, увеличилось количество дел в судах?

– Ситуация с налоговыми спорами на сегодняшний день имеет тенденцию к снижению – их количество в судах Пермского края за истекший период 2024 года по сравнению с количеством споров за аналогичные периоды предыдущих пяти лет сократилось практически вдвое.

На мой взгляд, важным фактором в процессе снижения конфликтности и формирования взаимного доверия являются уменьшение количества проводимых проверок и внесудебные процедуры. Эффективной частью работы налоговых органов также является процедура побуждения к добровольному уточнению своих обязательств. Если ранее налоговые поступления обеспечивались по результатам проверок, после судебного взыскания, то уже сегодня процент добровольных поступ­лений стал стремительно расти. Налогоплательщики сами устраняют свои налоговые риски, не доводя до проверок и тем более судов.

Кроме того, сегодня в работе мы применяем отраслевой подход, и это также приводит к тому, что нарушителей год от года становится все меньше.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об отраслевом подходе.

– УФНС России есть огромная база, где аккумулируются информация о налогоплательщиках из всех источников: государственных структур, банков и т.д. Наша цифровая трансформация уже не может быть незаметна, мы отчасти работаем как IT-компания. И эти массивы позволяют анализировать данные, и если в какой-то сфере выявляются налоговые риски, то в ходе открытого диалога с участниками отрасли им предлагаются законные пути решения проблемы.

То есть при наличии отклонений в отрасли по результатам ее оценки мы организуем межведомственное взаимодействие, проводим информационную кампанию и рабочие встречи с налогоплательщиками. Приведу пример: проект по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуа­тации, который реализуется на уровне Федерации.

Мы обратили внимание, что у фирм, предоставляющих клининговые услуги, очень большие разрывы по НДС. По большому счету клининговая отрасль – это люди, они не создают какой-то продукт, который будет обеспечен сырьем. Они предоставляют услуги по уборке помещений, а на входе у них ничего нет, потому что зарплата не облагается НДС.

Заказчики таких фирм, как правило, крупные сетевые магазины, которые находятся на общей системе налогообложения. Счет им выставляют с НДС, но за счет чего его платить? Объективно на момент начала нашей работы у клининговых компаний просто не было источника для покрытия НДС, и контракты были не очень рентабельны. Соответственно, были выявлены факты дробления бизнеса, необоснованного применения вычетов по НДС с привлечением фирм-однодневок, нелегальных зарплат, формального оформления сотрудников как самозанятых и т.д.

Мы поняли, что в отношении клининговых компаний можно проводить хоть сколько налоговых проверок, но денег от этого в бюджете не добавится, у них просто нет источников для уплаты налогов. Кроме того, это фирмы, которые могут постоянно меняться, потому что у них нет материально-технической базы, которую нужно перевозить за собой. Получился некий круговорот.

И когда ФНС оценила все это в масштабе страны, было принято решение о реализации проекта по обелению клининговой отрасли. Первое, что было сделано: организована встреча с представителями крупных заказчиков. На уровне ФНС с ними стала проводиться большая работа: объясняли, рассказывали и в конечном счете добились добровольного повышения стоимости контракта, в которую уже должны были входить налоги. Параллельно мы на местах проводили точечную работу с каждым исполнителем услуги, приглашали к себе, объясняли, что теперь заказчики платят суммы с учетом налогов, и мы начинаем мониторить исполнителей ежеквартально. И если деятельность не будет соответствовать нормативам по НДС, «зарплатным налогам», последует проверка.

Таким образом, отрасль постепенно начала обеляться, и работа продолжается.

На уровне Пермского края реализуется проект по пассажирским перевозкам. Он похож, но со своими нюансами. Основные риски в данной отрасли: «теневая занятость» (привлечение сотрудников без трудоустройства), выплата заработной платы «в конверте». Проект реализовывался совместно с Департаментом транспорта администрации Перми, Министерством транспорта региона, государственной инспекции по труду в Пермском крае. Мы провели аналитику, определили отраслевой норматив. Кроме того, поняли, что перевозчики также являются заложниками контрактной системы, и начали работу с Минтрансом.

Этот проект подходит к завершению, и, на мой взгляд, достаточно успешно. Большинство перевозчиков пришли в соответствие с нормативами: дали уточнения, легализовали трудовые отношения. В настоящее время продолжается мониторинг уровня средней заработной платы и численности сотрудников перевозчиков. Кроме того, в настоящее время нашим Управлением совместно с заинтересованными ведомствами запущен региональный проект по обелению лесной отрасли.

Наша основная миссия – создать гарантии безопасности для плательщика, конкурентную среду. Если мы выйдем и убьем проверкой одного, а другие будут при этом работать на тех же схемах, в чем смысл? С другой стороны, если только кто-то один будет работать по-честному, преимуществ у него не будет. И заложниками ситуации становятся все представители отрасли.Мы готовы выступать гарантами создания конкурентной среды, поэтому наш подход – это отраслевые проекты, по-другому нельзя навести порядок. Только так и только все вместе.

Автор: Елена Бардукова