В эту орбиту активно привлекаются предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, самозанятые. В регионе создается соответствующая инфраструктура, разрабатываются меры поддержки для креативных направлений. И уже второй год подряд проходит форум креативных индустрий «Сферы» (18+), объединяющий представителей отрасли, власти, общественности, промышленных предприятий, федеральных и региональных экспертов.
И если в прошлом году «Сферы» посетили более 700 человек, то в этом году число участников и гостей мероприятия превысило 1,5 тысячи человек. Главной темой форума 2025 года, прошедшего на площадке конгрессно-выставочного центра «Пермь Экспо», стало «Искусство объединяться: коллаборации, партнерства, сообщества и совместное формирование ответов на вызовы нового времени».
Была подготовлена насыщенная деловая программа, центральным событием которой стала пленарная сессия с участием губернатора Пермского края Дмитрия Махонина.
Представители креативных индустрий Прикамья представили свои проекты, а также приняли участие в обсуждении важных для дальнейшего развития сектора вопросы.
Глава региона отметил, что с каждым годом форум развивается, но еще необходимо проработать вопрос о том, что является или относится к сфере креативной индустрии.
– Это позволит нам учитывать реальные запросы индустрии и оперативно формировать адресные меры поддержки. Пермский край одним из первых регионов в России утвердил порядок ведения реестра креативных предпринимателей. Уже сегодня в перечне находится более шести тысяч организаций и ИП. В ближайших планах расширение реестра за счет самозанятых, – пояснил на открытии пленарной сессии губернатор.
Создатель бренда Molotov Иван Ермолин презентовал образовательный курс «от креативщиков для креативщиков». В пресс-службе краевого правительства пояснили, что креативщики долго разрабатывали и вынашивали программу обучения для предпринимателей и креативщиков, направленную на создание бренда одежды. В этом году совместно с Игорем Горячевым и при поддержке региона она была успешно запущена, получив неожиданно широкий отклик: на выходе было получено свыше 20 готовых к реализации проектов в фэшн-индустрии Прикамья.
Как подчеркнул Иван Ермолин, у людей есть реальный интерес, мотивация и первые шаги в собственных проектах, поэтому у такого взаимодействия, когда креативщики учат креативщиков, а действующие предприниматели становятся наставниками для начинающих, большой потенциал. Спрос со стороны бизнеса и индустрии на такие инициативы есть.
С презентацией кейса международного продвижения выступил руководитель продюсерского центра «Капризка» Юрий Цодикович.
– Студия «Капризка» благодаря мерам государственной поддержки вышла на международные рынки – сегодня наши анимационные проекты уже представлены за рубежом. Это серьезное достижение для региональной компании, – отметил он.
Также в рамках пленарной сессии речь шла о проектах, которые помогают привлекать на территорию Прикамья туристов и работают с властями напрямую. Так, о нескольких успешных проектах рассказала сооснователь дизайн-студии Level Design Communications Елена Берлин. Студия разработала айдентику 100-летия Коми-Пермяцкого округа, сейчас этот стиль развивается, став основой для сувенирной продукции и юбилейных мероприятий.
Кроме того, компания разработала фирменный стиль для гастрономического проекта «Сур, нянь, черинянь – застолье на холмах» музея «Хохловка». Он был создан на основе фондовых коллекций Пермского краеведческого музея и в нем использованы мотивы ткачества, плетения и вышивки народов коми, марийцев и русских. Что касается гастрономической культуры, ее планируется раскрывать через переосмысление традиций питания прошлого и формирование новых кулинарных экспериментов. В их основу лягут продукты, блюда и предметы кухонного быта рубежа XIX–XX вв.
В настоящее время студия разрабатывает фирменный стиль для Коми-Пермяцкого краеведческого музея имени Субботина-Пермяка.
Также на форуме состоялась закупочная сессия регионального мерча и сувенирной продукции, прошел демо-день акселератора «Цифровая Кама», пермские компании презентовали свои инновационные решения в креативных отраслях, образовании, туризме, в строительстве и т.д.
Работало восемь дискуссионных площадок. Так, процесс создания крупных региональных событий с привлечением партнеров и спонсоров обсуждали на секции «Event-индустрия: тренды и партнерства». На площадке «Как собирать команды под гранты и инвестиции» эксперты рассказали о том, как самозанятые, юридические лица и индивидуальные предприниматели в креативных индустриях могут получить гранты, федеральную и краевую господдержку.
О развитии региональной идентичности и работе со смыслами территории участники форума говорили на площадке «Голос территории: город для человека». На секции эксперты в области антропологии, паблик-арта, истории и социокультурного проектирования рассказали о современных практиках развития городского пространства, о том, как на это влияют публичное искусство и сильные локальные сообщества.
Как подчеркнула модератор сессии Полина Еж, основатель бюро «НОВЬ», сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург), сейчас «настало время городов, соразмерных человеку». Она рассказала также о принципах так называемого «терапевтического урбанизма». Так, например, для человека не менее важны, чем комфортная среда, эмоциональные связи с городом, которые создаются через социокультурные тактики и искусство. Устойчивые связи человека с местом помогает строить интеграция природы в городской ландшафт, баланс легенд истории и искусства с объектами среды и архитектуры, паблик-арт и т.д.
Об аудиоспектакле-променаде «Речные истории» (6+) на сессии рассказала городской исследователь, журналист, автор этого проекта Аника Рик. Маршрут проходит через исторический центр города, от площади Гайдара до Речного вокзала. Во время прогулки слушатели знакомятся с реками города, в том числе с теми, которые скрыты от глаз и текут под жилыми кварталами. Этот проект, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, получил высокую оценку жителей и гостей города. Также команда аудиоспектакля стала обладателем главного приза в номинации «Лучшая экскурсия в городе» региональной премии «Маршуты Прикамья».
Более того, проект получил внезапное продолжение, и его команда уже составила аудиогид для малой реки Егошихи в Перми.
Кстати
По данным Корпорации МСП, в креативных индустриях в Прикамье заняты около 1,96 тысячи предпринимателей в возрасте до 35 лет – это около 11 процентов всех молодых ИП. Самыми популярными направлениями у молодых креативщиков являются реклама и PR, разработка ПО и IT-услуги, дизайн и фотография, сфера отдыха и развлечений, а также деятельность блогеров.
Автор: Ольга Максименко