За тяжело раненным Михаилом Татаркиным в тыл неприятеля вернулся друг, когда услышал позывной «300 – тяжелый». Михаил и его взвод тогда прикрывали отход своих через мост, замыкали колонну, и тут в боевую машину угодил снаряд. Пришлось укрываться на вражеской территории, которая, как и тот злополучный мост, по которому уже прошла наша техника, была видна как на ладони.
Это – чудо, что другу Егору тогда удалось вернуться, чтобы забрать своих. Это – чудо, что после четырех суток пути до своих позиций Михаил вообще остался в живых. Началась гангрена, и правую ногу пришлось ампутировать в полевом госпитале, а в левой ноге до сих пор остались осколки, которые врачи госпиталя в Санкт-Петербурге по объективным медицинским причинам не стали удалять.
Вскоре Михаилу предстоит еще одна серьезная операция – лечение по методике Илизарова. Но с этим можно справиться, с этим уже можно жить. И заниматься поиском ребят, для которых продолжается бой, поиском тех, кому не удалось прорваться с вражеской территории. Сегодня Михаил снова несет свою службу.
Мы каждый день слышим о подвигах наших солдат на СВО, но вряд ли они сами считают себя героями. Во все времена защитники России были способны на особенные поступки и личный героизм.
И Михаил, который награжден государственными и ведомственными наградами, и его друг, и воины, с которыми Михаилу довелось встретиться в военном госпитале, – герои. Михаил боялся больше не за себя, а за маму, чтобы ей не стало плохо прямо в палате госпиталя, где эти мальчишки боролись за жизнь. Поэтому он так долго запрещал ей приезжать.
А еще Михаил Татаркин точно знает, как начинается солдатская дружба. Иногда на передовой, а иногда – в редкие минуты отдыха. На СВО это огромная ценность, возможность на короткий срок почувствовать себя «на гражданке», окунуться, пусть ненадолго, в мирную жизнь.
Такие моменты почти всегда присутствуют в фильмах и книгах о войне, фрагментах кинохроники, ведь жизнь на фронте – это не только взрывы, обстрелы, ранения, гибель, но и дружба, солдатское братство, умение радоваться тем минутам, когда небо над головой – чистое и спокойное. И ты можешь прочитать письмо от родных или любимой, приготовить ужин или покурить вместе с парнями и вдруг осознать, что в этот момент нет ближе и дороже тех, с кем ты сейчас делишь эту последнюю пачку сигарет, с кем еще несколько часов назад спиной к спине выполнял боевую задачу.
Управляющий ОСФР по Пермскому краю Юлия Зобина:
– Более 20 государственных услуг предоставляет СФР военнослужащим по контракту, призывникам по частичной мобилизации и добровольцам, которые участвуют в специальной военной операции, а также членам их семей. С каждой семьей военнослужащего, с каждым ветераном боевых действий ведется индивидуальная работа, оказываются все положенные им государственные услуги комплексно и адресно.
– Однажды с ребятами даже шашлыки затеяли, а тут – дроны. Мы столько место выбирали, мангал соорудили, мясо достали, а нам такой отдых испортили, – вспоминает Михаил. – Это, конечно, сейчас смешно, а тогда реально обидно было!
Михаил Татаркин в детстве тоже любил смотреть военные фильмы, увлекался моделированием военной техники. Может быть, поэтому и стал кадровым военным. После седьмого класса поступил в Пермский кадетский корпус. Затем было Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. Там тоже учили не только выполнять боевые задачи, но и дружить. Со многими однокурсниками Михаил потом встретится в Сирии, на СВО...
– Конечно, возвращаться в мирную жизнь непросто. Я знаю ребят, которые не могут забыть то, что они видели в ходе боевых действий, во время выполнения различных задач в зоне СВО. К сожалению, некоторые начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять психоактивные вещества. Так происходит в том случае, если человек оказывается без поддержки семьи или друзей, чувствует себя ненужным в гражданской жизни. Конечно, ребятам нужна помощь, и речь идет не только об обеспечении техническими средствами реабилитации, выплате пособий. В этом плане мы как раз чувствуем себя защищенными. Могу сказать, что Отделение ОСФР по Пермскому краю обеспечивает всем необходимым, если военнослужащий получил ранение, которое привело к инвалидности, – делится своим опытом Михаил.
С этого года работники Отделения беззаявительно оформляют участникам СВО электронные сертификаты на приобретение различных изделий. Михаил тоже воспользовался данной возможностью и выбрал по сертификату комнатную и прогулочную коляски, трость, поручни, указанные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации. Но помимо технических средств реабилитации, материальной поддержки, участники спецоперации зачастую нуждаются в комплексной психологической реабилитации. Многим требуется помощь клинических психологов, говорит Михаил.
Ему самому непросто забыть человеческие трагедии, вернее, научиться с ними жить. У Михаила до сих пор перед глазами школа, где фактически замурованными в подвале оказались дети. От семи лет до четырнадцати. Без еды и воды.
– Они уже даже на помощь не звали, сил не было. С кем же воюют люди, которые заживо хоронят детей своего народа? – не находит ответа Михаил.
Он уверен, что чужих детей не бывает, особенно там, где рвутся снаряды.
Героям России положена ежемесячная денежная выплата в размере 89 675,14 рублей. Военнослужащим, удостоенным звания Герой России с 1 января 2023 года, выплата оформляется беззаявительно, по факту присвоения звания. Сами выплаты устанавливаются с даты присвоения звания.
Автор: Мария Иванова