Инновации от пермяков
Компания Fort Telecom продемонстрировала ряд инновационных решений, включая устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) нового поколения. Они не только автоматически реагируют в случае ДТП, но и несут функционал «подключенного автомобиля», позволяя отслеживать состояние ключевых показателей и систем машины в режиме реального времени через компьютер или мобильное приложение.
Другой разработкой компании стало устройство TEDIX Fusion, объединяющее данные из пяти источников для навигации в условиях помех. Также разработчики представили оборудование V2X, которое обеспечивает взаимодействие между автомобилями и дорожной инфраструктурой. Пермская разработка используется в московском беспилотном трамвае, на более чем 400 перекрестках в Санкт-Петербурге, на умной дороге Самара – Тольятти и планируется к внедрению в 2026 году на всех трамвайных перекрестках Перми.
TrafficData презентовала ИТС-решение на основе видеоаналитики и искусственного интеллекта: детектор транспорта, установленный непосредственно на перекрестке, в сочетании с дорожным контроллером обеспечивают адаптивное управление светофорами.
«Ростелеком» представил проект «Безопасный город», включающий единую региональную систему видеонаблюдения с функциями охраны, фотовидеофиксации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Уральский завод противогололедных материалов продемонстрировал основную линейку своей продукции, а также новые жидкие реагенты «Бионорд», которые создают на дороге защитную пленку и препятствуют образованию льда.
Также на стенде Пермского края представила результаты своей работы Пермская судоверфь. Компания завершила модернизацию производства, начала серийное строительство остановочных комплексов для Москвы-реки и модульных причалов. Также на верфи продолжается строительство круизного судна «Байкал» – первого инновационного гибридного теплохода, предназначенного для путешествий по озеру Байкал.
Дорожную сеть – модернизировать
На международном форуме «Транспорт России» (18+) состоялась встреча главы Росавтодора Романа Новикова и губернатора Прикамья Дмитрия Махонина. Главной темой обсуждения стало развитие дорожной сети региона.
Роман Новиков отметил успешную совместную работу с региональной командой и лично главой региона, начатую в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Особое внимание он уделил важности дальнейшей модернизации федеральной сети, протяженность которой на территории края на данный момент составляет более 451 км, и снижению аварийности.
Также Роман Новиков и Дмитрий Махонин обсудили первый этап строительства нового моста через Каму (реконструкцию площади Гайдара, завершившуюся в этом году – прим. ред.) и итоги реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в 2025 году: в регионе велись работы на 88 участках трасс, введены в эксплуатацию 72 объекта. Построено, реконструировано и отремонтировано 98 км дорог и более двух тысяч метров искусственных сооружений. Среди значимых объектов – обновленный участок трассы Пермь – Березники (176–178-й км) с круговой развязкой и расширением до четырех полос. Также досрочно открыт мост через Ирень в Кунгуре, обеспечивающий транспортную связь поселка Заиренского с центральной частью города.
Пилотный, успешный
Внедрение информационно-технологического сопровождения (ИТС) в Пермском крае началось в 2022 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С 2025 года работа продолжилась уже в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».
С прошлого года регион стал пилотной площадкой для реализации проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) по интеграции региональных ИТС в контрольную деятельность ведомства.
– Самый главный результат совместной работы – повышение безопасности дорожного движения в регионе. Интеграция наших ИТС с программным обеспечением ведомства позволила эффективнее отслеживать передвижение по нашим дорогам большегрузной техники, автобусов и другого транспорта, нарушающего установленные требования по весогабариту и лицензированию, – отметил губернатор Пермского края на встрече с руководителем Ространснадзора Виктором Гулиным.
– Сотрудничество Ространснадзора с Прикамьем в части реализации пилотного проекта можно считать успешным. Интеграция совместных программ позволила повысить эффективность управления рисками, оперативность принятия решений и общий уровень безопасности транспортной инфраструктуры, – подчеркнул глава ведомства.
После успешной реализации проекта в Прикамье Ространснадзор планирует масштабировать практику и внедрить аналогичные системы в Челябинской и Смоленской областях.
Перспективы речфлота
Итогом встречи на Транспортной неделе губернатора Дмитрия Махонина и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрея Тарасенко стало обсуждение плана подписания соглашения Росморречфлота и Пермского края о ремонте общежитий Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, а также обновления материально-технической базы для проживания и обучения курсантов.
Пермский край готов софинансировать ремонт общежитий и приобрести тренажер для обучения курсантов, возможно, разместив его на Пермской судоверфи.
Андрей Тарасенко в свою очередь обещал губернатору обеспечить край необходимыми кадрами: к 2027 году университет должен подготовить не менее 76 специалистов для работы в Прикамье.
Отдельно Дмитрий Махонин рассказал главе Росморречфлота о возрождении водных пассажирских перевозок. Так, в Прикамье открылся обновленный Речной вокзал, построено восемь модульных причалов, восстанавливаются дебаркадеры, приобретен катер «Колва», ведется восстановление судов «Восход» и «Метеор», планируется приобретение еще шести судов по льготному лизингу. Маршрутная сеть расширяется, в 2025 году было перевезено свыше 76 тысяч пассажиров. Да и речные прогулки вновь стали очень популярны среди пермяков.
С главой Удмурской Республики Александром Бречаловым Дмитрий Махонин обсудил возможности расширения межрегионального маршрута судна «Метеор-120Р». Итогом встречи стала договоренность между главами регионов о продлении с 2026 года маршрута «Метеора» до Сарапула.
Напомним, что в 2025 году был запущен маршрут Казань – Чайковский – Пермь – Казань – Чайковский. Первое судно прибыло в Пермь 18 июля, всего за сезон было совершено пять рейсов.
– Уверен, жители Удмуртии положительно воспримут новый маршрут, а жители Прикамья получат новую точку на карте речных путешествий, – отметил Дмитрий Махонин.
Александр Бречалов подчеркнул заинтересованность республики в развитии водных пассажирских перевозок с целью привлечения туристов, в том числе из Пермского края. Он отметил положительный опыт Прикамья в установке и эксплуатации модульных причалов. Одной из компаний, способной реализовать проект причальной инфраструктуры для Удмуртии, может выступить Пермская судоверфь.
Автор: Елена Сергеева