Как связана экскурсия на завод с балансом миграции

Минувший 2023 года стал для Пермского края рекордным – регион посетили более миллиона гостей из России и из-за рубежа. Конечно, большой толчок развитию туризма дало празднование 300-летия краевой столицы. Но есть и другая причина: комплексная работа, в результате которой в Прикамье представлены все виды туризма: активный, семейный, «серебряный» и многие другие. Отдельной фишкой региона становится промышленный туризм: уже 65 предприятий Прикамья стали туристическими объектами.

Большой потенциал

Новые решения и перспективы развития промышленного туризма на территории Пермского края стали основной темой на круглом столе, прошедшем на площадке издания «КоммерсантЪ-Прикамье» (18+). В нем приняли участие представители профильных министерств и ведомств, промышленных предприятий и компаний, образовательных организаций региона.

Как отметила министр по туризму и молодежной политике Пермского края Юлия Ветошкина, Прикамье является мощным промышленным регионом с большой историей. В крае расположено около шести тысяч предприятий, 170 из которых – на территории Перми. В регионе проводятся экскурсии на самые разные производства: металлообрабатывающие, пищевые, авиастроительные, нефтеперерабатывающие и другие. Свои двери для туристов уже открыли 65 предприятий Прикамья.

По словам министра, начиная свой путь к промышленному туризму, руководство Пермского края поставило задачу сохранить человеческий капитал, сделать так, чтобы остановился отток молодых жителей из региона. Поэтому промышленный туризм – это еще и профориентация.

– Сейчас мы развиваем промышленный туризм уже комплексно. У нас существует отдельная концепция и дорожная карта по развитию промышленного туризма, которая синхронизирована со стратегиями развития туризма в Пермском крае и Стратегией социально-экономического развития региона до 2035 года. Сегодня мы связаны с крупными федеральными программами «Больше, чем работа» и «Больше, чем путешествие», – рассказала Юлия Ветошкина.

Например, в прошлом году в рамках программы «Больше, чем работа» в Пермский край приехали более 200 студентов из семи регионов страны, которые посетили восемь предприятий. В 2024 году работа будет продолжена, планируется, что Прикамье посетят порядка тысячи молодых людей.

Помимо сохранения человеческого капитала, с помощью промтуризма решается много других задач. Одна из них – продвижение промышленного потенциала и брендов Пермского края на всероссийском и международном рынках. Так, на прошедшем недавно форуме «Дни пермского бизнеса» были проведены переговоры с представителями Индии, Китая и Узбекистана, которые заинтересованы в том числе в развитии промышленного туризма, так как сегодня они делают ставку на сотрудничество в рамках кооперации с нашим предпринимательским сообществом.

Еще одна задача промтуризма – вовлечение в создание туристических маршрутов детей и молодежи. С 2021 года в Пермском крае реализуется проект «Дети едут к детям». За это время ребята в сотрудничестве с туроператорами, предприятиями и креативными индустриями разработали более 70 маршрутов. В 2023 году в проекте приняли участие более 23,5 тысячи юных путешественников.

Собственные программы разрабатывают и сами промышленники. Так, директор по персоналу ПЦБК Ольга Коршунова вместе с директором школы №123 Ириной Поповой презентовала проект «Школа экскурсовода», в программу которого войдут составление экскурсионных маршрутов и карт, навык письма авторских текстов и ораторское искусство. Проект для школьников совместно с отраслевым учебным центром «Бумпрофи» при поддержке ПЦБК планируется запустить уже в сентябре 2024 года.

Открытые проходные

Интересный тренд в развитии промтуризма – вовлечение предприятий в проведение различных спортивных и культурных событий не только для своих сотрудников, но и туристов и жителей региона. Наработками в этой сфере поделилась специалист по связям с общественностью ООО «Пермская судоверфь» Анас­тасия Бушмакина.

С 2023 года предприятие проводит бесплатный двухдневный фестиваль «Причал» (16+) с участием музыкальных коллективов и исполнителей из нашего региона. Помимо выступлений проходят мастер-классы, лекции и экскурсии на производство. Также в прошлом году на площадке «Пермской судоверфи» состоя­лись показы аудиосепктакля «Персефоны. До» (18+) – одного из событий знаменитого Дягилевского фестиваля (18+).

Руководитель направления по развитию промышленного туризма чусовского завода ОМК Александр Иванов рассказал, что для привлечения туристов и развития города предприятие планирует перенять опыт города Выксы в Нижегородской области и создать в Чусовом на территории промышленной площадки стрит-арт-парк. Этим летом на четыре здания будут нанесены муралы общей площадью более семи тысяч квадратных метров. При этом увидеть их можно будет не заходя на территорию завода, что дает возможность расширить аудиторию. Александр Иванов сообщил также, что будет разработан новый пешеходный маршрут по стрит-арт-парку без захода на территорию для взрослых, а посещение объектов парка будет включено в действующие экскурсии по производству. Совместно с администрацией Чусовского округа планируется создать также комплексный туристический маршрут.

– Пока другие регионы работают над тем, чтобы открыть заводские проходные и впустить туристов внутрь, пермские предприятия уже достигли такой степени осознания полезности инструментов промышленного туризма, что как бы выпускают за проходные свои заводские мероприятия, создавая яркие события, – отметила руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко.

Обмен опытом

Еще одна задача развития промышленного туризма – обмен опытом между регионами РФ, тиражирование успешных практик развития промтуризма и эффективных форм профориентации. В Пермский край для этого приезжают делегации с участием представителей предприятий и органов власти из других субъектов России.

– Всероссийский центр компетенций по профориентации был создан в 2022 году по инициативе правительства региона и Агентства стратегических инициатив. Наша главная задача – обучить предприя­тия работать по методологии программы «Открытая промышленность», помочь им создать интересные познавательные экскурсии, которые бы служили инструментом не только профориентации, но и продвижения бренда. Хочу отметить, что не все наши предприятия проводят экскурсии с целью профориентации, кому-то это необходимо для продвижения бренда и увеличения продаж. И это очень здорово, потому что, как показывает практика, доходы от организации промтуризма могут быть очень высокими, – рассказала директор центра Ольга Чудинова.

Также важным направлением работы центра является популяризация инженерных профессий, для этого организация объединяется с креативными индустриями, сотрудничает с Институтом развития интернета. В этом году в рамках единой платформы #заводитуризм планируется провести порядка 38 различных мероприятий.

В целом по итогам прошлого года пермские предприятия посетили почти 87 тысяч промышленных туристов. По сравнению с 2020 годом этот показатель вырос в 17 раз. Сейчас Прикамье имеет статус «региона-наставника», является лауреатом национальной премии Russia Travel Awards в номинациях «Территория промышленного туризма» и «Территория детского туризма». Разработан собственный символ промтуризма – Пермский Плюшевый Промышленный.

– Во время своего послания Законодательному Собранию губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сказал, что у нас достигнут баланс миграции. Конечно, это произошло не только благодаря промышленному туризму, но, думаю, что мы с предприятиями тоже внесли свою лепту, – резюмировала Юлия Ветошкина.

Автор: Елена Бардукова