Гражданская война Гайдара. 1918-1919

Немало легенд сложено об участии Гайдара в Гражданской войне. Известны факты, гуляют мифы, существуют домыслы и наветы. В отличии от другого легендарного персонажа тех лет, Чапаева, который, как известно, «академий не кончал», Аркадий учился военному делу. Он закончил пехотные командные курсы, Высшую стрелковую школу, поступал в Академию Генерального штаба. В армии Аркадий Голиков провел почти шесть лет – с декабря 1918-го по апрель 1924-го. И его карьера была головокружительной.

Похоронный марш в 15 лет

Послужной список Аркадия Голикова, которому в этот период было 14-15 лет, в 1918-1919 годах выглядит так: адъютант командующего войск железнодорожной обороны и начальник команды связи штаба – курсант Седьмых советских курсов командного состава – курсант Шестых советских Киевских имени Подвойского курсов командного состава, заместитель комиссара курсов – комиссар партизанского отряда курсантов, дейст­вующего на внутренних фронтах Украины – красный офицер взвода – полуротный Шестой роты сводного маневрового полка курсантов – ротный командир Шестой роты.

По расформировании бригады прикомандирован к Смоленским курсам в качестве инструктора. По собственному желанию отправился на Западный фронт в 468 пехотный полк. Главным военным управлением учебных заведений прикомандирован в Высшую офицерскую школу.

Аркадий рвался на фронт Гражданской войны четырнадцатилетним подростком. Хотел «настоящего дела», но изначально был отправлен на московские командные пехотные курсы Красной Армии. Протекцию ему составил командующий войск железнодорожной обороны, иначе Аркадий никогда бы туда не попал из-за юного возраста и отсутствия опыта участия в боевых операциях. О жизни курсантов он впоследствии напишет свое первое произведение «В дни поражений и побед» (16+).

В программу обучения входили русский язык, арифметика, природоведение, история, география, геометрия, а также военные предметы: пехотные уставы, фортификация, пулеметное дело, тактика, топография, основы артиллерии, военная администрация. Занимались будущие командиры строевыми учениями, топографией на местности, практиковались в верховой езде, учились владеть холодным оружием, осваивали все виды огнестрельного оружия: винтовки, револьверы разных систем, пулеметы «Максим», «Льюис» и «Гочкис». Иног­да теоретические занятия перемежались с «практикой»: курсантов отправляли на задание дать бой бандитским шайкам, которых развелось немало вокруг Киева.

Аркадий Петрович Гайдар – военный человек, один из самых удивительных писателей, которых когда-либо знала мировая литература. (Лев Кассиль)

В августе 1919 года пришел приказ о досрочном производстве курсантов в командиры. Этого требовали обстоятельства на фронтах войны. 180 слушателей курсов были посланы командованием на прорыв, причем, рядовыми. Перед отправкой на фронт нарком по военным и морским делам Украины Николай Ильич Подвойский обратился к курсантам с речью: «Вы отправляетесь в тяжелые битвы. Многие из вас никогда не вернутся из грядущих боев. Так пусть же в память тех, кто не вернется, кому предстоит великая честь умереть за Революцию, – тут он выхватил шашку, – оркестр сыграет «Похоронный марш».

Аркадию было в ту пору пятнадцать лет. «Мурашки бежали по телу, – признавался он позже. – Никому из нас не хотелось умирать. Но этот похоронный марш как бы оторвал нас от страха, и никто уже не думал о смерти».

Про и контра

Свой первый бой Аркадий принял на Украине. Все лето 1919 года вместе с Киевским пехотным полком участвовал в боях против отрядов атаманов Григорьева, Струка, Шекеры, Тютюника и Соколовского. Это были банды украинских националистов. Красной Армии приходилось воевать и с анархистами, и с зелеными – одним словом с «контрой». Особенно кровопролитными были бои с петлюровцами. Те называли себя «гайдамаками» в честь повстанцев 18 века. И были невероятно жестокими в полном соответствии со своими идеалами, описанными еще Тарасом Бульбой.

К концу сентября 1919 года курсантский полк понес неисчислимые потери и был расформирован. Из 180 выпускников курсов осталось всего 18. «Эх, Украина, Украина…Темные ночи, наполненные шорохом тревоги. Яркие пятна далекого огневого прошлого» – напишет Гайдар в рассказе «Две телеграммы» (16+). Чудом уцелевшего Аркадия Голикова прикомандировали к Смоленским пехотным курсам. Но там он задержался всего на неделю – снова отправился на фронт добровольцем.

Сам он так описывает службу в первый год Гражданской войны: «Я был рослым, крепким мальчишкой. Когда мне было 15 лет, я командовал уже четвертой ротой бригады курсантов, охваченной кольцом змеиной петлюровщины. В 16 лет – батальоном. В 17 лет – пятьдесят восьмым особым полком. Все это странно, но это было».

Я был тогда очень молод, командовал, конечно, не как Чапаев. И то у меня не так, и это не эдак. Иной раз, бывало, закрутишься, посмотришь в окошко и подумаешь: а хорошо бы отстегнуть саблю, сдать маузер и пойти с ребятишками играть в лапту! (Аркадий Гайдар)

Можно сказать, что Гайдар-Голиков был настоящим военным вундеркиндом. Ведь ему по определению приходилось управлять коллективом людей всегда старше его по возрасту. Но это невозможно, не заслужив авторитет своими поступками и военными распоряжениями. О том, каким был командир Голиков свидетельствуют рекомендации, которые дают шестнадцатилетнему юноше его командиры. «Судя по его сознательному отношению к делу, ясным и толковым распоряжениям (благодаря которым у него создались правильные отношения с красноармейцами как товарища, так и командира) можно думать, что он и при всякой обстановке сохранит за собой эти качества», – писал летом 2020 года командир Второго батальона Сорокин. Аркадию прочили карьеру большого полководца.

Но пока пришлось всю зиму воевать на заброшенном тогда Польском фронте. В декаб­ре очень длинного и переполненного событиями 1919 года юный командир взрывом шрапнельного снаряда был ранен в ногу, упал с лошади, получил тяжелую контузию и попал в госпиталь. Долечиваться отправляется в отпуск – в Арзамас, встретиться с мамой и сестренками.

В поездке он заболел сыпным тифом. А потом были Кавказ и Кубань, куда Голикова направили в числе надежных, преданных Советской власти красных командиров.

Лауреаты премии имени Аркадия Гайдара



Вальдемар Васильевич Пырсиков (1935-2013)

Вальдемар Васильевич родился в городе Томске. Работал в Камском речном пароходстве судовым кочегаром. Учился на факультете журналистики Ленинградского государственного университета, окончил отделение журналистики Высшей партийной школы в Москве. Писал для сыктывкарской газеты «Молодёжь Севера» (18+), работал на Воркутинском телевидении, в Красноярском крае и на Магаданском телевидении.

С 1990 по 2006 год трудился в Перми на областной студии телевидения кино­оператором, комментатором областного радио, обозревателем краевой газеты «Звезда». Основные темы его пуб­ликаций: проблемы Севера, правоохранительных органов, военных и ветеранов вой­ны.

Вальдемара можно смело назвать военкором: от столичной газеты «Правда» (18+) в 60-е годы он был командирован во Вьетнам в период освободительной борьбы страны за независимость. Позже неоднократно выезжал в горячие точки: в Афганистан, Нагорный Карабах, Таджикистан, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню. Серия его корреспонденций с полей Первой и Второй чеченских войн публиковались в газете «Звезда».

Лауреатом премии имени Гайдара Вальдемар Васильевич стал в 1979 году. Среди его наград – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «300 лет российскому флоту», медаль «Шахтёрская слава», медаль ордена «20 лет вывода советских вой­ск из Афганистана», медаль «За ратную доблесть». Мало кто знает, что Вальдемар был инвалидом с детства – еще в школьные годы после неудачного прыжка ему ампутировали правую ногу. Что не мешало журналисту бегать на лыжах и коньках, прыгать с парашютом, нырять подо льды в специальном снаряжении и жить в армейских условиях горячих точек. В 2023 году была издана книга «Легенда пермской журналистики» (12+), посвященная Вальдемару Васильевичу Пырсикову, его незаурядной биографии.

Автор: Варвара Кальпиди