Герой уходит в народ

Книга Гайдара «Тимур и его команда» (12+) стала культовой в СССР, а имя Тимур – на долгие годы и десятилетия – нарицательным. Но создание этого произведения и история его пути к читателю были непростыми.

Первый новеллинг

Начнем с того, что повесть создавалась изначально как киносценарий – он писался на даче режиссера Александра Разумного. Через полгода после того, как был готов сценарий, Гайдар начал перерабатывать его в повесть, практически опередив в этом голливудскую практику. «Последнее танго в Париже» (18+), «Космическая Одиссея» Артура Кларка (18+), «Назад в будущее» (18+) и множество других книг сначала были фильмами.

Одним из самых первых примеров новеллизации был легендарный «Кинг-Конг» (16+). В советской литературе также есть пример: роман Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» (16+) вышел в печать уже после одноименного сериала. Но Гайдар был первым на этом пути!

Что касается сюжета «Тимура и его команды», есть версия, что своих героев писатель срисовал с русских скаутов, которые занимались покровительством семьям Георгиевских кавалеров, погибших в Первую мировую войну. Более правдоподобной выглядит история из жизни, о которой рассказал друг Гайдара Константин Паустовский. У него тяжело заболел сын, требовался редкий медицинский препарат. Чтобы быстро его найти, Аркадий Гайдар собрал дворовых мальчишек и попросил их обойти все аптеки и найти лекарство. Ребята кинулись выполнять просьбу писателя. И наконец один из гонцов позвонил и прокричал в трубку: «Аркадий Петрович, я достал!»

Самоотверженность подростков, их желание и готовность бескорыстно творить добро подсказали Гайдару сюжет повести. Впрочем, примерно тем же самым занималась и команда бездом­ных мальчишек в рассказах о Шерлоке Холмсе, только за деньги.

Первоначально повесть называлась «Дункан и его команда» – похоже, Аркадий Пет­рович питал особую любовь к сказочным и звучным именам, ведь и свой псевдоним он взял из сказки Николая Вагнера о принце Гайдаре. Кроме того, Дункан – имя героя трагедии Шекспира «Макбет» (16+), снискавшего любовь подданных за свою справедливость. «Дункан» это и название яхты из популярного произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (12+). Однако имя главного героя не устроило комитет по кинематографии, они увидели в нем «западопоклонничество».

Говорят, что Аркадий Пет­рович страшно расстроился, ходил по комнате, приговаривая: «Коля и его команда? Вася и его команда? Какая ерунда!» И вдруг произнес: «Тимур и его команда!» – это было имя его сына. Но и этот вариант вызвал сомнения цензуры. До тех пор, пока не нашелся адекватный пример: Тимуром звали сына Михаила Фрунзе, военачальника Красной армии и героя Гражданской войны, народного комиссара по военным и морским делам СССР (умер в 1925 году). Тимур Фрунзе, кстати, был летчиком-истребителем, погиб в бою в 1942 году.

5 сентября 1940 года «Пио­нерская правда» начала печатать повесть под названием «Тимур и его команда». И это стало не просто сенсацией – общественным событием. Началось с того, что ребята со станции Косино, которые успели прочитать первые главы повести в «Пионерской правде», не захотели ждать целых два дня до следующего выпуска и приехали в Москву узнать, что дальше.

Таких примеров в истории еще не было – Гайдара начали поздравлять его коллеги. Тут же оказалось, что во многих дворах в городах и селах возникли свои команды по помощи людям. И вдруг 2 октября очередной фрагмент в газете не вышел. Пошел слух, что повесть вредная. Почему? Потому что вместо отряда (как у пионеров) действует какая-то «команда». В обход пионерской организации?! В повести показана по сути подпольная группировка – это то, что никак не должно поощряться!

Вопреки устарелым поговоркам, заразительным и увлекающим стал не дурной пример хулигана и садового вора Мишки Квакина, а добрые дела Тимура. Традиционные проказы померкли перед скромным сиянием хороших дел, совершаемых ради защитников родины.

Лев Кассиль

Публикация в «Пионерской правде», записи на Центральном радио, а также съемки фильма были остановлены. Гайдара вызвали в редакцию газеты, он уже готовился

уехать на Соловки. Спасло то, что редактор «Пионерской правды» Андреев попросил посмотреть рукопись одного влиятельного человека – Емельяна Ярославского (настоящее имя Миней Губельман). Главный безбожник страны нашел время и, прочитав повесть, не обнаружил в ней ничего вредного. «Пионерская правда» возобновила публикацию.

Пришла слава

Тем временем была закончена работа над фильмом. Режиссер Александр Разумный прислал Гайдару телеграмму: «Картина принята дирекцией хорошо секретарем ЦК ВЛКСМ Михайловым прекрасно поздравляю успехом». Основой беспримерной популярности «Тимура и его команды» стал придуманный автором прием развернутой во времени детской игры. Кроме того, главный герой повести и фильма Тимур действует самостоятельно, абсолютно бескорыстно, тайно и без отчета перед взрослыми, хотя это могло бы способствовать росту его «карьеры» или стать социальным лифтом.

В своем произведении писатель, не называя самого слова, которое было не в чес­ти у советской власти, говорит о благотворительности. Ведь дети объединились ради помощи семьям погибших или ушедших в бой героев, старикам и беспомощным людям. А также борются с «бандой» садовых воришек и хулиганов под предводительством Мишки Квакина.

Противостояние Тимура и Мишки Квакина обозначено как противоборство комиссара и атамана. В повести очевидна военная составляющая: у команды есть штаб, автономная система связи, позывные сигналы, разведка и дозоры, пленные и парламентеры. Их присутствие в предвоенной повести еще раз доказывает предчувствие Гайдара о неизбежности будущего сражения.

На волне огромного успеха фильма и повести возникло «тимуровское движение». Тимуровцы помогали колхозам, совхозам, детсадам, занимались благоустройством, ухаживали за могилами

погибших воинов. Тимуровцы – это пример того, что и в наши дни объединяет молодежь на основе любви к литературным персонажам (например, толкиенисты) – только с ярко выраженной социальной направленностью.

Писатель Борис Камов отметил, что Гайдар был первым и единственным из советских писателей, чья книга породила реальное общественное движение среди подростков. По стране возникли тысячи команд: все мальчишки хотели быть Тимурами, все девочки мечтали походить на Женю, все бегали с красными тимуровскими звездами на груди, такие же звезды появлялись на квартирах и домах семей героев – подопечных тайной организации.

Взрослые с изумлением наблюдали, сколько полезного без принуждения делают их дети. В канун 1941 года «Комсомолка» провела анкету среди читателей. В рейтинг лучших произведений года вошли три книги: «Тихий Дон» Шолохова (16+), «Маяковский начинается» Асеева (16+) и «Тимур и его команда» Гайдара. Автора засыпали звонками – приглашали на диспуты, присылали договоры об издании новых произведений, обращались по поводу экранизаций, создании диафильмов по его книгам, литературных чтений, театральных постановок и т. д. Это была всенародная слава.

Помирать никому не охота... Об этом еще в древности философы открытие сделали. Да и так, сам по себе на опыте знаю. Другое дело, когда война. Там с этим считаться не приходится.

А. Гайдар, «Серёжка Чубатов» (12+).

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар оказался на Юго-западном фронте как корреспондент «Комсомольской правды». Фронт проходил по окраине Киева. И первое, что узнал Аркадий Петрович, – в Киеве действует городская тимуровская команда. Ребята заботились о семьях фронтовиков, организовали свои детские сады, помогали выехать людям, которые покидали город, дежурили в госпиталях. Ради таких историй и стоило жить и писать!

На фронт ушел исполнитель роли атамана Мишки Квакина Борис Ясень, бывший на несколько лет старше других актеров. К 1945 году в стране насчитывалось до 3 млн тимуровцев. Повесть «Тимур и его команда» издавалась в СССР более 200 раз, ее совокупный тираж перевалил за отметку в 12 млн экземпляров, книга была переведена на 75 языков. А на домах ветеранов Великой Отечественной войны в селах до сих пор можно увидеть красные тимуровские звезды.

Трилогия о Тимуре

На волне популярности своей повести Гайдар начал создавать ее продолжение – «Комендант снежной крепости» (12+) – снова как киносценарий, но уже для старейшины, советского кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Льва Кулешова. В фильме снова действовали Тимур и его команда: подростки начали новую игру – в снежную крепость. Она была построена в «чужом» дворе, возник конфликт, появились две армии. Соседские мальчишки хотели крепость захватить и разрушить, Тимур с товарищами ее защищали. Сооружение не простояло бы и двух дней, если бы Тимур не ввел в своей армии военную дисциплину.

Автор обосновывал новый сюжет: Тимур готовится к вой­не. Окончательно сценарий был готов в середине января 1941 года. В дневниковой записи автора от 14 января 1941 года указано: «Сегодня и завтра доделываю последнюю поправку к «Коменданту». Больше не буду».

Впервые сценарий был опуб­ликован в журнале «Пионер» №1 за 1941 год. Однако начавшаяся реальная война внесла свои коррективы. 23 июня (!) 1941 года Кулешову и Гайдару заказали новый фильм – продолжение первого. Проект назвали «Клятва Тимура». Его сюжет повествует о жизни штаба тимуровской команды в первые дни Великой Отечественной войны. В нем предводитель шайки Мишка Квакин и другие члены его банды перешли на сторону тимуровцев, подростки продолжают добрые дела и начинают сражаться с захватчиками. Клятва Тимура заключалась в том, что ради победы в войне нужно «много работать молотком, топором, лопатой, в лесу, в огороде, в поле», забыв о внутренних распрях.

Кино Гайдара



Трилогию Гайдара о Тимуре экранизировали несколько раз. Первый фильм снял режиссер Александр Разумный по сценарию Аркадия Гайдара в 1940 году. На главную роль пробовались Борис Рунге, Юрий Яковлев и сын Аркадия Гайдара Тимур. В итоге исполнителем стал Ливий Щипачёв, сын известного поэта Степана Щипачёва. Актерскую карьеру подросток не продолжил, стал художником, его картины есть даже в Третьяковской галерее. В 1984 году Ливий участвовал в документальной ленте «Фильм необычной судьбы», где рассказывалась история съемок «Тимура и его команды». В фильме 18 эпизодов, в которых персонажи поют или музицируют: хор красноармейцев, исполнение романса, частушки.

Следующий раз «Тимура и его команду» экранизировали в 1976 году, телефильм был снят по мотивам произведений Гайдара. Режиссеры Александр Бланк и Сергей Линков привнесли в ленту атмосферу 1960-1970-х с их увлеченностью поэзией. В фильме звучит множество стихов, в том числе Тимур в исполнении юного Антона Табакова читает «Вересковый мед» Стивенсона (12+), «Мцыри» Лермонтова (12+), использованы тексты поэтов-фронтовиков.

В 2014 году появился новый фильм «Тимур и его команда», снятый на киностудии «Беларусьфильм» и адаптированный для современного зрителя. Городской «компьютеризованный» мальчик Максим приезжает в деревню к дедушке и бабушке. Он встречается с Тимуром, который также проводит здесь свои каникулы. Тимур только что прочитал книгу Гайдара и решает продолжить дело своего тезки. Его команда не только помогает бабушкам и дедушкам, но еще и спасает деревню от олигарха, который мечтает всех стариков отправить в дом престарелых, а деревушку снести.

«Клятва Тимура» вышла на экраны в 1942 году. Режиссер Лев Кулешов снял фильм по сценарию Гайдара. Задержка с выпуском была связана с тем, что дети-актеры, снимавшиеся в первом фильме о Тимуре, находились в эвакуации в Уфе. Главную роль вновь сыграл запомнившийся зрителям Ливий Щипачёв.

Фильм по написанному Гайдаром накануне войны сценарию «Комендант Снежной крепости» был снят в 1965 году. Детская игра в оборону крепости разворачивается на фоне советско-финской войны, противоборствующие стороны представлены двумя положительными героями – Тимуром и Сашей, сыном капитана Максимова.

Снимали истории про Тимура и за рубежом – в Венгрии в 1960 году вышел телефильм «Timur еs csapata» режиссера Лайоша Пауло. В 1986 году в Большом театре CCCР при участии Московского хорео­графического училища состоялась премьера балета «Тимур и его команда».


Автор: Варвара Кальпиди