Дягилевский фестиваль открыл регистрацию на события просветительской программы

26 и 27 декабря в Перми пройдёт фестиваль Дягилев+. Его центральным событием станет новая программа симфонического концерта оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Оркестр исполнит сочинения Мориса Равеля и Отторино Респиги (12+), композиторов, ярко воплотивших творческие искания своей эпохи.

В программу концерта вошли самые известные сочинения — сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя», хореографическая поэма для оркестра «Вальс» Равеля и симфоническая поэма «Пинии Рима» Респиги.

Творчество композиторов тесно связано с именем Сергея Дягилева. И Респиги, и Равель активно работали с труппой Ballets Russes, так что идеи русского импресарио не могли не повлиять на их взгляды.

Музыку к балету «Дафнис и Хлоя» (хореография Михаила Фокина, декорации Льва Бакста) Равель написал по заказу Дягилева и превратил в две оркестровые сюиты. Во вторую сюиту, которая будет исполнена на концерте, вошла третья картина балета целиком. Три ярких оркестровых эпизода — «Рассвет», «Пантомима», «Общий танец» — символизируют пробуждение природы и чувств от первой зари до вакхической пляски, перекликающейся с «Половецкими танцами» Бородина.

«Вальс», также предназначавшийся для труппы Дягилева, был завершён уже после Первой мировой войны. Эта хореографическая поэма отсылает к наследию Иоганна Штрауса, однако её безудержный характер имеет явный инфернальный отзвук:

— Я задумал апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря, — пояснял сам Равель.

Четырехчастное симфоническое произведение «Пинии Рима» было написано Отторино Респиги в 1924 году, став второй поэмой «Римской трилогии» вместе с композициями «Фонтаны Рима» (1916) и «Римские празднества» (1928).

Первая часть сочинения, «Пинии Виллы Боргезе», представляет собой картину детской игры в солдатики под соснами знаменитой виллы. «Пинии у катакомб» (вторая часть) — романтическая фреска раннехристианского богослужения с прямыми цитатами из григорианских хоралов. Третья часть — «Пинии холма Яникул» — холм назван в честь двуликого бога Януса — живописует ясную лунную ночь, в которой буквально слышен шум сосен, а в партитуру включена запись фонографа с пением соловья.

Заключительная часть получила название «Пиний Аппиевой дороги», дороги, ведущей из Рима в Кампанью. По ней веками шли рядами итальянские легионеры, чеканя шаг и возвещая о победе громом фанфар. Звучит красочный марш победители поднимаются на Капитолийский холм…

В афише фестиваля Дягилев+ — лекция (12+) театроведа, музыкального критика и драматурга Ильи Кухаренко. Событие состоится 26 декабря перед концертом musicAeterna с музыкой Равеля и Респиги в рамках бесплатной просветительской программы. Илья Кухаренко расскажет о свойствах музыкального языка авторов «круга Дягилева», о том, что общего между «Пиниями Рима» Респиги и «Дафнисом и Хлоей» Равеля, об оркестровых спецэффектах этих сочинений, которые предсказали язык кино. Дягилевский фестиваль открыл регистрацию на это событие.

25 декабря в 12:00 по пермскому времени на сайте фестиваля откроется регистрация на Currentzis Lab. Currentzis Lab (12+) пройдет в формате открытой репетиции оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Это уникальная возможность узнать и почувствовать, что вкладывает дирижер в интерпретацию сочинения, и увидеть, как он добивается воплощения своих идей вместе с музыкантами оркестра.

Фото: Никита Чунтомов / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Антон Завьялов / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Денис Коновалов / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Никита Чунтомов / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Станислав Левшин / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Станислав Левшин / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Евгений Евтюхов / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Антон Галкин / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Антон Галкин / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Антон Галкин / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Фото: Регина Коткова / пресс-служба Дягилевского фестиваля

Автор: Наталья Земскова