В тридцатые годы прошлого века зимними вечерами у Фраермана, невероятно общительного и приветливого человека, собирались молодые литераторы, одним из застрельщиков этих сборищ был Аркадий Гайдар. Ему принадлежит и название посиделок, созданных в подражание шутливому обществу друзей Пушкина «Арзамас». Он их назвал Конотопами.
Паустовский вспоминал: «Возникало поразительное соревнование эпиграмм, рассказов, неожиданных мыслей, поражавших своей щедростью и свежестью. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино. Гайдар всегда приходил с новыми шутливыми стихами. Всем запомнилось одно: «Конотопские женщины свяжут На могилу душистый венок, Конотопские девушки скажут: Отчего это вмер паренек…»
Так себя называла дружная троица: Паустовский, Гайдар и Фраерман. Паустовский познакомился с Гайдаром в милиции. Его вызвали туда, чтобы опознать личность молодого дебошира, который стучался в двери посольства. По рассказам очевидцев, Аркадий никак не мог определить, какой стране оно принадлежит, и стал допытываться у милиционера. Милиционер решил, что это шпион (диссидент) и отвел Гайдара в участок.
Аркадию разрешили позвонить в Союз писателей, оттуда позвонили Паустовскому, которого нашли в ресторане как раз напротив милиции и попросили подтвердить личность писателя. Константин Георгиевич отправился на выручку, хотя Гайдара он знал только по портретам. «Похож!» – вымолвил он. Гайдара отпустили, и парочка тут же направилась к посольству. Аркадий опять начал дергать дверную ручку, а Константин Георгиевич спокойно прочитал на вывеске, что это посольство Швеции.
Друзья – это те люди, которые всегда будут рядом, даже когда все остальные ушли.
А. Гайдар
Рувим Исаевич Фраерман – советский детский писатель и журналист, был участником гражданской войны. В Великой Отечественной стал народным ополченцем, хотя и было ему за 50, работал также военным корреспондентом. Фраерман писал детские книги, которые сейчас мало известны, кроме, пожалуй, «Дикой собака динго» (12+), написанной в 1939 году. Книга была переведена на многие языки мира, а одноименный фильм с юной Галиной Польских в главной роли на Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году получил главный приз – «Золотой лев святого Марка».
«Дикая собака Динго» – трогательная история о первой любви, первых предательствах и разочарованиях. Трудно забыть сцену, как главный герой подросток Филька выжигает солнечными лучами на собственной груди имя любимой – ТАНЯ.
Фраерман положил начало исследованиям творчества Гайдара сборником «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» (1954 г.). Константин Паустовский также написал замечательную книгу «Встречи с Гайдаром».
«Невозможно забыть эти наши скитания с Гайдаром, – писал Паустовский. – Каждый из этих походов (Гайдар называл их «вылазками рыбачьего патруля») заслуживает описания. Но для этого надо написать целую книгу. Книгу об осенних непроглядных ночах на берегу безыменных лесных озер, о кострах, упрямых чайниках, о спорах, о сентябрьском звездном небе, о гайдаровских песенках, о том, как мы узнавали время по восходу Сириуса, о Чёрном озере и озере Сегден, где мы часто ночевали в одинокой избе удивительного и прекрасного человека – Кузьмы Зотова, о лугах, о стогах теплого сена, куда мы зарывались по ледяным ночам, о кущах ив на Прорве, под которыми при свете костра мы сидели всю ночь в черно-зеленой шумящей пещере из листвы».
А сердце у него было такое мальчишеское веселое, честное и щедрое, что и у тех, кто читал его книги или встречался с ним, у самих становилось светлее, радостнее на душе.
Лев Кассиль
Три мушкетера – Фраерман, Паустовский и Гайдар – сплотились в селе Солотча под Рязанью. Сохранились воспоминания о бесконечных розыгрышах, тайных вылазках и горячих дискуссиях легендарной троицы. И свои лучшие произведения писатели написали именно здесь. Паустовский создал «Мещерскую сторону» (12+) – повесть, которая включена в школьную программу по литературе. В повести 15 глав, в которых описана красота природы средней полосы России. Фраерман в Солотче создал свое главное произведение – «Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви», а Гайдар заканчивает «Судьбу барабанщика» (12+), пишет рассказ «Чук и Гек» (6+) и начинает работать над будущим бестселлером «Тимур и его команда» (12+).
По ходу журналистской работы, командировок, путешествий Гайдар встречался с разными людьми. C некоторыми из них он дружил и переписывался годами. В Перми самым долгим его другом был Борис Назаровский, он совместно с Савватием Гинцем написал книгу «Гайдар на Урале».
Среди верных соратников можно назвать редактора «Детгиза» Ивана Халтурина. Вот так он описал Гайдара: «На первый взгляд он производил впечатление рубахи-парня, был общителен, добродушен, весел, но скоро я убедился, что это человек со сложным характером, что за простоватой непосредственностью скрывается зоркий глаз, трезво оценивающий людей и их поступки, что он переменчив в настроении, может даже впадать в мрачность, и что часто он ищет общества людей, чтобы заглушить какую-то внутреннюю тревогу и чувство одиночества».
Окунувшись в мир кинематографа, работая над своими и чужими сценариями, Гайдар подружился с режиссерами Львом Кулешовым и Александром Разумным. Последний в 1940 году снял культовый фильм «Тимур и его команда». Кулешов в 1942 году поставил «Клятву Тимура» (12+).
Кино О Гайдаре
Образ детского писателя, прожившего сложную, полную приключений и испытаний жизнь, не раз воплощали в советском кино. Первым стал фильм «Серебряные трубы» (12+), снятый режиссером Эдуардом Бочаровым на студии имени Горького. Он воссоздает некоторые страницы творческой биографии Аркадия Гайдара периода 1924-1941 годов. Критики назвали фильм романтической кинобиографией, в которой авторы старались не просто изложить факты, но и передать особое мироощущение Гайдара. Консультантом фильма выступил лично знавший писателя Сергей Михалков. В роли Гайдара снялся актер Андрей Мягков, внешне очень похожий на Аркадия Гайдара.
В 1981 году в Ялтинском филиале студии Горького был снят фильм «Остаюсь с вами» (12+). В роли молодого Гайдара выступил экспрессивный Андрей Ростоцкий, более зрелого сыграл Анатолий Грачев. В фильм включены сцены из киевской страницы биографии Гайдара, когда он находился в еще не оккупированном немцами городе и работал в партизанском отряде. Фильм воспроизводит сцену гибели писателя. В кинофильме звучит песня «Салют Гайдару» на музыку Евгения Крылатова.
Автор: Варвара Кальпиди