Дотапались до хомячьей лихорадки

Криптовалюта уже практически стала такой же обыденной вещью, как компьютер, смартфон или робот-пылесос. «Биткоин», «эфир» и т. п. – это всё криптовалюты, и все они используются практически как полноценные деньги. А про возможность зарабатывать эту самую криптовалюту, совершая какое-то небольшое действие, народ узнал относительно недавно.
Проблема

Слышали ли вы фразу «тапать хомячка»? Если да, то, скорее всего, вы наслышаны об игре Hamster Kombat (16+), изрядно нашумевшей в мессенджере Telegram (18+). Миллионы игроков нажимали на изображение хомяка на экране в надежде «заработать» большие деньги в криптовалюте. В итоге, они получили свою награду, но есть нюанс. Впрочем, обо всем по порядку.

Разбирается Павел Власов, технический редактор медиагруппы «МАГМА»

Hamster Kombat не была первой подобной игрой кликером. До нее относительной популярностью пользовался другой проект – Notcoin (16+). Суть его была точно такой же: нажимаешь на экран – получаешь виртуальные монеты – обмениваешь через какое-то время на криптомонету NOT. После успешного окончания проекта в Telegram (18+) появилось множество его клонов. Но почему именно Hamster Kombat получил такое внимание?

Хомяк набирает вес

Одним из основателей Hamster Kombat, по слухам, мог быть Эдуард Гуринович, создатель сервиса по продаже автомобилей CarPrice. Злые языки уверяют, что к проекту причастен и отец Telegram Павел Дуров. Кем бы ни были создатели, перед ними встал вопрос, как завлечь в их игру как можно больше людей? На это нашлось два ответа: массированная реклама в соцсетях и сарафанное радио.

С марта и до самого конца игры тут и там можно было увидеть рекламу Hamster Kombat. На сайте «ВКонтакте» (18+), в Telegram, на Youtube (18+), даже в соцсетях организации, признанной в России экстремистской, – везде можно было заметить морду хомячка, зазывающего людей поиграть. Сами игроки тоже хороши – весной и летом они своими видео и фото подняли шумиху вокруг проекта.

Но не только на одном хайпе рос Hamster Kombat. Была у него также реферальная программа. Это программа, по которой игрок приглашает своих друзей и получает за них небольшой бонус. Так же и здесь – люди массово стали звать своих друзей и родственников. А некоторые особо ушлые ребята за небольшую денюжку могли добавить вам до 100 фейковых друзей.

А самое главное, аудитория поверила в возможность вывода виртуальных монет в криптокошельки. Говоря русским языком, в возможность заработать, бездумно тыкая пальцем в экран смартфона.

А как тапать-то?

В целом основная механика игры была такой же примитивной, как и у ее предшественника – нажимаешь на экран (нажатие по-английски – tap, отсюда и слово «тапать»), получаешь виртуальную монету, на нее можешь покупать различные улучшения, например, чтобы за одно нажатие тебе выпадало больше монет или чтобы увеличить ограничение на количество тапов. Но разработчики пошли дальше, они ввели систему пассивного дохода и кучу карточек, которые нужно было покупать за виртуальную валюту, чтобы увеличить этот самый пассивный доход.

Виртуальную монету можно было получить буквально за любое действие – будь то подписка на страницы игры в соц­сетях, просмотр видео «Академии Хомяков» на Youtube, разгадка шифра Морзе (да, была и такая активность) или приглашение друга в игру. Под конец проекта разработчики пошли в разнос и создали тематические карточки с букмекерами, другими сервисами, предлагали скачать игры из магазина приложений, чтобы получить уже другую виртуальную валюту – ключи. В результате «хомяк» набрал много веса.

А ведь некоторые товарищи умудрились сделать майнинг-ферму Hamster Kombat… Спрашивается: а зачем все это, зачем миллионы пользователей Telegram внезапно начали безостановочно нажимать на экран телефона? Ради так называемого эйрдропа – раздачи криптовалюты всем игрокам. Долгое время «хомяконажиматели» ждали раздачу финансового вознаграждения, в какой-то момент она чуть было не сорвалась из-за конфликта инвесторов и создателей игры. Но в конце концов дата эйрдропа была объявлена – 26 сентября. И этот день наступил.

Великое разочарование

Не буду скрывать, ваш покорный слуга тоже играл в Hamster Kombat. Хватило ненадолго, спустя полтора месяца интерес к проекту пропал. Но 26 сентября я получил положенные мне 280 криптомонет. А теперь самое интересное – за одну «хомячью монету» я на момент написания материала могу получить всего полрубля. Умножаем курс на количество монет и получаем 140 с небольшим рублей!

Ладно, я особо и не верил в какой-либо адекватный заработок. Но есть люди, которые всерьез рассчитывали на несколько сотен долларов, а получили сущие гроши. Множество негативных отзывов в соцсетях, атмосфера общего разочарования и злобы – вот как можно описать итог игры. Дело дошло до абсурда: некоторые игроки неиронично стали писать жалобы в полицию, суд, в Общество защиты прав потребителей (!) и даже президенту России (!!!).

С одной стороны, это все невероятно смешно. С другой – это все очень нехорошо, потому что миллионы пользователей Telegram (в том числе и дети) повелись на иллюзорную, неподкрепленную прямыми обещаниями, офертой или пользовательским соглашением перспективу заработка, как в случае с финансовыми пирамидами. А с третьей – игра шла абсолютно честно, с юридической стороны невозможно заподозрить что-то неладное, сами организаторы не просили платить за участие или покупку каких-либо улучшений.

В поисках информации по данному материалу я наткнулся на одно голосовое сообщение от активного «криптохомяка», которое тот записал еще за несколько дней до эйрдропа. В нем он рыдал горькими слезами, обзывал создателей игры последними словами и выдал краткую, в каком-то смысле некрасивую, но емкую фразу – «побрили как лоха». Как по мне, лучшего определения для «хомячьей лихорадки» и не придумаешь.

P.S.: Создатели Hamster Kombat еще до окончания игры объявили, что они продолжат свое существование. Мол, они будут проводить сезоны с такими же правилами и условиями, а возможно и расширят возможности получения виртуальной валюты. Дата второго сезона Hamster Kombat еще не объявлена, но хочется верить, что хомяка будут бессмысленно тапать кратно меньше игроков, чем в первом сезоне. Но это не точно. На пике популярности игры подписчиками ее Telegram-канала были 90 млн человек. Сейчас их насчитывается порядка 60 млн. Зачем-то же они остались? Плюс в интернете есть миллионы человек, которые ничего не слышали про увлекательное занятие тапать хомяка.

Пермское радио «SPUTNIK» на волне 91,2 Fm (16+) и газета «Звезда» релизуют совместный проект, в рамках которого эксперты разбираются в том, что происходит в общественно-политической жизни Прикамья, и что означают те или иные событиям недели. В газете проект будет представлен в формате авторской колонки, на радио – в формате обсуждения, и все это под одной рубрикой – «Разберёмся».


Автор: Павел Власов